+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Запрет на недобросовестную конкуренцию согласно закону

Содержание

Запрет на недобросовестную конкуренцию

Запрет на недобросовестную конкуренцию согласно закону

Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей ать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию.

Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

В заключительной главе данной работы следует затронуть вопрос об ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, что является основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

В Уголовный кодекс Российской Федерации включена статья 178, предусматривающая уголовную ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономический деятельности, установления или поддержания единых цен. «В диспозиции статьи 178 УК РФ не говорится об определенном виде рынка, поэтому можно сделать вывод о том, что статья распространяет свое действие и на рынки финансовых услуг».

Ограничение доступа на рынок – деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющего его свободу экономической деятельности.

Выражаться ограничение доступа на рынок может в физическом воспрепятствовании деятельности конкурентов на рынке, введении необоснованных запретов, создании неблагоприятного режима деятельности, ограничении передвижения товаров и финансовых услуг, совершаемые как юридическими лицами, так и органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемое преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Максимальное наказание по части 1 – это лишение свободы на срок до двух лет, а в случае применения насилия или угроз (часть 3-я данной статьи) до 7 лет. Следует заметить, что подавляющая часть случаев нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации носит административный характер.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите конкуренции» комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа и после рассмотрения дела выносит решение или предписание.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся две статьи, которые напрямую можно отнести к антимонопольному законодательству РФ, в частности: статья 14.6. «Нарушение порядка ценообразования» и статья 14.9. «Ограничение свободы торговли».

Например, санкция статьи 14.9. данного кодекса, устанавливает следующие наказания: «наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Page 3

Для автора данной работы является совершенно очевидным, что если не принимать меры по не допущению монополизации рынка, то его монополизация станет лишь вопросом времени. Естественные монополии также нуждаются в контроле за их деятельности со стороны государства.

Практика показывает, что современные монополисты изобрели огромное количество способов монополизации рынков. Используя свое экономическое господство, они устанавливают монопольные цены, устраняют различными методами (не всегда законными) конкурентов. Крупнейшим монополистическим предприятиям присуща высокая прибыльность.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.

Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции.

Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет существенную особенность.

Она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм.

Неразвитость многих рыночных структур в Росси, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново.

Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным анием 12 декабря 1993 года]. – СПб.: Издательский Дом А.Громова, 2000. – 64 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 13 июня 1996 г. с изм. и доп. на] – М.: Юрайт-Издат,2006. – 189 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 20 декабря 2001 г.с изм. и доп. на]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 336 с.

4. О естественных монополиях: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 17 августа 1995 г. с изм. и доп. на] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. О защите конкуренции: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 08 июля 2006 г. с изм. и доп. на] – Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Ленин В.И. Избранные произведения: в 3-х т.: Т.1. (1897 – сентябрь 1916 г.) – М., 1973. – 843 с.

7. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега-Л, 2004. – 656 с.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 2: Современное государство и право / Сост. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2006. – 672 с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

10. Денисова А.В. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции по законодательству Российской Федерации /А.В. Денисова // Сибирский Юридический Вестник. – 2003. – № 1. Режим доступа: http://www.law.edu.ru

11. Официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ – http://www.fstrf.ru

Источник: https://studbooks.net/1713011/ekonomika/zapret_nedobrosovestnuyu_konkurentsiyu

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

Запрет на недобросовестную конкуренцию согласно закону

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч.

3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р.

Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р.

или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:
  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135.

При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html

Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, признаки, ответственность и методы борьбы

Запрет на недобросовестную конкуренцию согласно закону

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, совершаемые юридическим лицом в отношении конкурирующей организации в целях получения необоснованного преимущества на рынке. Недобросовестная конкуренция является нарушением принципов разумности и добропорядочности, а также равенства изначальных условий при осуществлении экономической деятельности.

По каким признакам можно распознать недобросовестную конкуренцию

Нарушение принципов свободной конкуренции можно распознать по следующим признакам:

  • компании нанесен ущерб из-за действий конкурента;
  • конкурент использовал ультимативные преимущества на рынке;
  • были допущены нарушения принятого в данном сегменте рынка делового оборота;
  • сведения о компании среди потребителей или контрагентов были искажены.

Данные признаки говорят о недобросовестном поведении конкурента, если были совершены умышленно и последовательно с целью получения необоснованного преимущества.

Использование ультимативных преимуществ считается недобросовестным в случае, когда такие преимущества были получены нечестным путем или в результате исключительного стечения обстоятельств, незаслуженно ставящих другие компании в заведомо невыгодное положение. Оправданность использования таких явных преимуществ определяется антимонопольной службой (ФАС).

Какая ответственность предусмотрена

В зависимости от величины причиненного ущерба и состава правонарушения за недобросовестную конкуренцию предусмотрены следующие виды ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовая ответственность возникает, если в результате неправомерных действий конкурента компании был причинен ущерб, в том числе вызванный искажением сведений о продаваемых товарах или услугах. Взыскание ущерба происходит в судах общей юрисдикции по иску потерпевшей стороны.

При наличии фактов искажения сведений о продукции конкурентов, а также при проведении некорректного сравнения между продвигаемыми продуктами конкурирующих фирм наступает административная ответственность, согласно ст. 14.33 КоАП в виде штрафа в сумме 12000-20000 рублей для должностных лиц и 100000-500000 рублей для организаций.

Если при этом правонарушитель присвоил результат интеллектуальной деятельности конкурента или средство индивидуализации его бренда, то штраф для должностных лиц составляет 20000 рублей и может быть заменен на дисквалификацию сроком до 3 лет, а штраф для организаций составит от 1 до 15 процентов от выручки, но не менее 100000 рублей.

Уголовная ответственность наступает в случае, если в результате картельного сговора ряда юрлиц их конкурентам был причинен ущерб на сумму от 10000000 рублей, или такие юрлица получили незаконную прибыль на сумму от 50000000 рублей. При этом назначается одно из следующих наказаний, согласно ст. 178 УК:

  • штраф в сумме 300000-500000 рублей или в размере дохода за 1-2 года;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • тюремное заключение до 3 лет.

Если размер ущерба превысил 30000000, то максимальный срок лишения свободы увеличивается до 6 лет, а если преступные действия сопровождались насилием – до 7 лет.

Классификация недобросовестной конкуренции

В главе 2.1 закона «О защите конкуренции» приводится список запрещенных форм недобросовестной конкуренции:

  • дискредитация;
  • введение в заблуждение;
  • некорректное сравнение;
  • смешение;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • присвоение результатов интеллектуальной деятельности.

Под дискредитацией понимается распространение неверной информации о продукции конкурента – основных характеристиках, условиях продажи и наличия на складах в достаточном количестве. Примером дискредитации является объявление товара конкурента некачественным или дорогим.

Введение в заблуждение – это намеренное искажение реальных сведений о качестве и назначении товара конкурента, величины спроса на такой товар, а также места изготовления, гарантии или розничной цены.

Некорректным сравнением является создание ложного впечатления о превосходстве продукции компании над продукцией конкурента с упоминанием в рекламном тексте слов «лучший», «первый», «единственный» и иных выражений и эпитетов без приведения конкретных сравнимых параметров товара или услуги. Также некорректным считается сравнение конкурирующих компаний на основе незначительных или несопоставимых данных с негативной оценкой конкурента. Пример – сообщение, что товар у конкурента хуже, потому что его компания меньше или образована позднее.

Смешение – это копирование или незаконное использование логотипов, фирменных брендов или иных средств индивидуализации товаров или услуг более успешного конкурента с целью продвижения собственной, как правило, менее качественной продукции. К смешению также относится использование логотипов и обозначений, формально отличных от таких обозначений у конкурента, но достаточно похожих визуально.

Разглашение тайны – это получение и использование конфиденциальной информации компании конкурента:

  • баз данных клиентов;
  • технологических секретов производства;
  • сведений о штате и размере зарплат сотрудников;
  • личной информации о руководящем составе;
  • сведений о планах выпуска и продажи продукции;
  • данных бухгалтерской отчетности.

Распространение такой информации без письменного разрешения компании конкурента приравнивается к проявлению недобросовестной конкуренции при наличии умысла.

Присвоение результатов интеллектуальной деятельности – это введение в оборот продукции, при изготовлении или продаже которой незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности конкурента.

Примером может служить несогласованное использование уникальных рецептов конкурента при торговле фастфудом. Важно учесть, что к присвоению результатов интеллектуального труда не относится незаконное использование средств индивидуализации конкурента (ст. 14.

5 закона о защите конкуренции).

Меры противодействия

К основным способам противодействия недобросовестной конкуренции относятся:

  • контрреклама;
  • защита конфиденциальных данных;
  • устранение слабых мест в рекламе;
  • обращение в надзорные органы.

Контрреклама используется, когда недобросовестные действия конкурента не являются ярко выраженными и по этой причине сложно доказуемы.

Методом контррекламы производится нивелирование дискредитирующих образов, созданных конкурентом.

Контрреклама чаще всего производится путем демонстрации потребителю реальных сравнимых характеристик товара в противовес используемых конкурентом абстрактных эпитетов.

Защита коммерческой информации позволяет противодействовать ее использованию конкурентами. Так как чаще всего передача коммерческих данных конкурентам происходит через бывших сотрудников, необходимо ужесточить личную ответственность штатных единиц, имеющих непосредственный доступ к базам данных компании вплоть до подписания индивидуальных договоров о неразглашении.

Слабые места в рекламе – это неудачные образы или метафоры, запоминающиеся потребителям и использующиеся конкурентами для дискредитации ассоциируемой компании.

Привлечь к ответственности по закону в таких случаях сложно, так как нет явного указания на товар конкурента или использования слов «лучший», «единственный» и т. д., но есть явная ассоциация у потребителя.

Для устранения данной проблемы нужно отозвать неудачную рекламу из эфира и запретить цитирование образов.

Если действия конкурента содержат признаки, приведенные в главе 2.1 закона «О защите конкуренции», то необходимо обращаться в антимонопольный комитет с жалобой на недобросовестную конкуренцию, а при наличии крупного ущерба – в прокуратуру с заявлением о привлечении к ответственности за ограничение конкуренции по ст. 178 УК.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/nedobrosovestnaya-konkurentsiya.html

Что такое конкуренция и как происходит борьба с ней согласно закону № 135-ФЗ?

Запрет на недобросовестную конкуренцию согласно закону

Эффективность экономики в разных областях любой страны зависит в том числе от механизмов, обеспечивающих защиту конкуренции.

Антимонопольная политика российского государства часто подвергается критике, порой крайне жестокой и нетерпящей исключений со стороны экспертов, проживающих не только в России, но и за рубежом.

Однако существуют чёткие правила, которые контролируют конкуренцию и защищают от её нарушения.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва

Показать содержание

Кто отвечает за борьбу и ограничение монополистической деятельности?

Нередко происходят ситуации, когда предприниматели сталкиваются со сложностями и преградами, которые не позволяют развивать бизнес так быстро и качественно, как хотелось бы, не дают возможность выходить на мировой рынок. С ущемлением прав сталкиваются как «бывалые» предприниматели, действующие на рынке долгое время, так и «новички», только появившиеся на рынке.

Интересы владельцев минимизируются другими предприятиями, монополистами и органами государственной власти. Ущемляются права граждан, что противоречит основному кодексу РФ. В данном случае существуют ряд законов, препятствующих этому.

Федеральная антимонопольная служба

Развитие бизнеса ни в одной стране невозможно без поддержания добросовестной конкуренции, которая необходима в любом бизнесе для дальнейшего благотворного развития и получения выгоды. Главным органом, занимающимся этим вопросом, является Федеральная антимонопольная служба.

ФАС – это орган исполнительной власти, он контролирует и наблюдает за исполнением законодательства в сфере конкуренции на рынках, а также следит за действиями субъектов естественной монополии и рекламы.

Было предпринято много попыток дополнить и сделать закон лучше после впуска закона 1991 года о конкуренции. Создавались и другие законы в поддержку основному. Например, были приняты законы «О рекламе», «О естественных монополиях» и прочие. Все перечисленные ранее законы имеют чёткую цель, ради которой они были созданы и реализованы.

В данный момент основным документом антимонопольного законодательства в Российской Федерации является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ согласно п. 2 ст. 1 создан для того, чтобы существовали:

  • общее экономическое пространство, в котором все представители будут иметь равные права;
  • свобода транспортировки товаров и экономической деятельности;
  • товарные рынки действовали для получения положительных результатов.

Федеральный закон «О защите конкуренции» имеет небольшой объём, но несмотря на это затрагивает все сферы, в которых могут быть ущемлены права предпринимателей или принимают участие экономические субъекты.

ФЗ по смысловой составляющей разделён на две части: в первой идёт речь об основных понятиях, правилах и запретах, а во второй подробно описана деятельность антимонопольного органа. В законе часто используются термины, затрагивающие тему монополии и товарооборота.

Важно! В законе прописано несколько десятков императивных норм, которые вносят запрет на совершение хозяйствующими субъектами определенных действий.

  • Статья 11 (ст 11 ФЗ 135) данного закона запрещает участникам рынка вступать в отношения, включающие соглашения, согласия или заговор, которые могут привести к ограничению конкуренции. Запрет относится к субъектам, продающим на одном рынке, и между хозяйствующими субъектами, которые приобретают схожий товар или одинаковый в одном и том же месте.
  • Ст. 17 №135-ФЗ регламентирует правила проведения торгов, требования к запросу котировок цен на определённые единицы и к запросам предложений. Особое внимание уделяется случаям, когда организатором торгов, запроса котировок, предложений или самим заказчиком выступают федеральные органы исполнительной власти и прочие субъекты, занимающие определённую должность у власти.

    Также в данной статье прописаны меры при нарушении предписанных правил.

  • Вторая условная часть закона относится к деятельности антимонопольной службы. В ней подробно описаны функции, полномочия, права и сделки, подвергающиеся контролю и надзору.

Недобросовестной конкуренцией принято рассматривать:

  • любые действия хозяйственных субъектов или группы лиц, которые направлены на вынесение выгоды;
  • действия, противоречащие законодательству государства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • действия, причиняющие существенные убытки другим хозяйствующим субъектам, являющимся конкурентами, либо же наносящие вред их деловой репутации.

Современная трактовка понятия приведена в статье 4 закона. Принято считать, что вынесенное заключение содержит все признаки, обобщающие нечестную конкуренцию. Однако важным является установление всех признаков, характеризующих данный вид конкуренции. Мало наличия факта нарушения законодательства, важно чтобы были соблюдены все условия.

Базовые признаки

Недобросовестная конкуренция не то же самое, что и монополистическая деятельность и имеет ряд отличающих признаков.

Действия обязаны быть:

  1. Совершенными хозяйствующим субъектом.
  2. Направлены на получение личной выгоды.
  3. Противоречащими положениям закона, делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
  4. Причиной больших убытков других хозяйствующих субъектов, либо наносящими серьезный урон их репутации.

Эти пункты вытекают из определения недобросовестной конкуренции, содержащейся в статье 4 ФЗ 135 о конкуренции.

Разновидности

В главе 2.1 «О защите конкуренции» прописаны следующие разновидности недобросовестной конкуренции:

  1. Дискредитация, подразумевающая распространение на массовую аудиторию искажающих правду сведений, причиняющих ущерб конкуренту.
  2. Введение в заблуждение (обман).
  3. Неверное, оскорбительное сравнение субъекта или товара с другими.
  4. Приобретение и использование уникального права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, а также работ и услуг.
  5. Использование результатов чьей-либо интеллектуальной деятельности.
  6. Создание путаницы.
  7. Получение, использование, рассекречивание засекреченной уникальной информации, тайны, являющейся коммерческой или иной охраняемой законом тайной.
  8. Иные разновидности недобросовестной конкуренции.

Главным критерием, определяющим недобросовестную конкуренцию, остаётся взаимодействие субъектов на одном товарном рынке. Также действия должны быть направленными, то есть должны позволить хозяйствующему субъекту увеличить прибыль.

Общее понимание юридической ответственности сходится к конкретным санкциям негативного характера, которые налагаются на правонарушителя. В зависимости от характера и степени правонарушения, личности правонарушителя санкции могут меняться:

  • дисциплинированные;
  • гражданско-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • административно-правовые.

Административная

Нормы административно-процессуального права регулируют порядок административно-юрисдикционного процесса, кроме того административного судопроизводства по спорам или в связи с правонарушениями в области конкуренции и антимонопольной деятельности.

  • Статья 14.9 КоАП РФ предполагает административную ответственность за совершение определенных действий (бездействия), недопустимых антимонопольным законодательством Российской Федерацией или тех, которые способны привести к недопущению, ограничению или же устранению конкуренции.

    За нарушение антимонопольного законодательства, согласно части 1 и 2 статьи 14.9 КоАП РФ, должностных лиц ждёт штраф в размере от 15000 до 50000 или дисквалификация на срок до трёх лет.

  • Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 300000 до 1000000.

Уголовная

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ выражается в лишении свободы на срок до 3 лет с лишением возможности занимать определенные должности или деятельностью сроком до 1 года.

Устранение административными методами

Качественная многоступенчатая защита от недобросовестной конкуренции является важным аспектом для работы рыночной экономики.

Согласно статье 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган принимает и рассматривает заявление, в ином случае материалы, в срок 1 месяца со дня их представления.

Если доказательств не было предоставлено, которые позволяют антимонопольному органу сделать вывод о присутствии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов. Однако этот срок не должен превышать 2 месяца. О продлении срока заявитель будет уведомлен в письменной форме.

Федеральная антимонопольная служба считается основоположным органом, контролирующим процедуры проведения госзакупок. Важно правильно с юридической стороны заполнить и подать жалобу в ФАС, приготовить речь и отстоять свои интересы.

Причиной подачи жалобы могут послужить:

  1. Действия конкурентов, направленные на ограничения прав.
  2. Неправомерные действия заказчика, которые нарушают функционирующее законодательство.
  3. Неправомерные действия государственных органов и сертификационных центров.
  4. Другие нарушения, которые имеют прямое и косвенное отношение к процедуре проведения торгов.

Составленное заявление необходимо подать в Федеральную антимонопольную службу. Документ может быть предоставлен или в электронном, или в письменном виде. При недостаточности предоставленных документах может быть отправлен запрос заявителю на дополнительные материалы.

Недобросовестная конкуренция запрещена, так как она является одной из форм действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию, что способствует ухудшению экономики страны в общем.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва

Источник: https://pravovoi.center/zpp/torgovlya/fz-o-zaschite-konkurencii-v-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.