+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Внутренний аудит и внутренний контроль – есть ли разница?

Содержание

Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Внутренний аудит и внутренний контроль - есть ли разница?

Помимо этого, если при проведении аудита необходимы глубокие знания в какой-либо сложной или специфичной области, аудиторы могут привлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев, статистиков, инженеров, строителей, геологов и т.д.

Аудиторы могут работать индивидуально и командой, в которую подбираются люди, обладающие необходимой глубиной знаний в требуемых дисциплинах.

Например, при аудите большого капитального проекта нужны аудиторы, обладающие достаточными знаниями в таких областях как строительство, контрактное право, закупки, бухгалтерский учет.

Аудитор-профессионал должен обладать следующими качествами: умение находить общий язык с разными людьми, умение четко выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, предельная аккуратность в оценках и суждениях, честность, самоорганизованность и умение планировать свою работу, умение доходить до сути вещей.

Чем отличается аудит от внутреннего контроля

К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.

Каким должен быть специалист по внутреннему аудиту? Непременным условием является знание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями в таких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогобложение, продажи, логистика, информационные технологии.

Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннего аудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждой из этих областей/дисциплин.

Внутренний контроль и аудит

Никакого отдельного определения аудиту Банк России не дает.Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Первая — операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей.

Другая система — это система контроля, пронизывающая операционную (организационную) систему. Она состоит в общем виде из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности.

Внутренний контроль в зависимости от временных рамок его осуществления может быть текущим (оперативным) и последующим.

Текущий контроль, в том числе по операциям, требующим дополнительного контроля, осуществляется в ходе проведения (что важно!) или непосредственно по факту проведения (до закрытия операционного дня и сведения баланса) операций/сделок и отражения их в учете работниками банка, на которых возложена контролирующая функция.

Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля

Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, и как следствие, в увеличении прибыльности работы, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

Таким образом, внутренний контроль, так же как и внутренний аудит, нацелен непосредственно на бизнес-процессы и на оценку их эффективности, и, одновременно, как контрольно-ревизионная деятельность выявляет манипулирование активами и финансовыми показателями.

Отличия аудита от внутреннего контроля

Центральному же руководству необходима достоверная информация об их деятельности, для того чтобы осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией.

Следует также отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Отличия аудита, ревизии и внутреннего контроля

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера.

Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

Проанализировав оба понятия можно сказать, что аудит – это процедура проверки финансов с целью подготовки мнения об их достоверности и предложению способов увеличить прибыль предприятия, а внутренний контроль – процедура по контролю и улучшению состояния внутренних финансовых дел фирмы, с целью рационализации и сокращения расходов.

/ аудит / статья внутренний контроль и аудит

Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем. Внутренний аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними.

Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией. Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность.

С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи. Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства.

Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита.

Источник: https://yurburo61.ru/vnutrennij-kontrol-i-vnutrennij-audit-v-chem-otlichie/

Внутренний контроль и аудит

Внутренний аудит и внутренний контроль - есть ли разница?

Нам важно мнение читателей, интересующихся практической стороной внедрения систем внутреннего аудита и контроля в своем бизнесе. Вопросы по настройке системы внутреннего контроля,  трудностях по  решению  практических задач,  задавайте   через форму обратной связи. 

Оскорд-аудит приглашает юристов, аудиторов, финансистов на тренинг управления влиянием в деловых переговорах! Подробности во вкладке Блог. Необходима предварительная регистрация

Цель предпринимательства- получение прибыли, и этот процесс неразрывно связан с добровольным принятием на себя предпринимательских рисков, что зафиксировано Гражданским кодексом. Поэтому эффективное функционирование любого бизнеса зависит от способности управлять рисками. 

В ходе  деятельности предприятия подвержены рискам банкротства, рискам потери ликвидности, кредитным, рыночным, валютным, процентным, ценовым рискам, а также правовым, в том числе потери деловой репутации и операционным рискам.

Налоговики используют риск-ориентированную модель налогового контроля.

Большинство владельцев бизнеса знают о требованиях налоговиков к проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента и документах, запрашиваемых у подрядчиков.

Как правило, процесс управления рисками включает в себя анализ рисков, его количественную и качественную оценку, мониторинг (принятие мер по их своевременному  выявлению), минимизация риска (разработка стратегий по каждому виду рисков на максимальное снижение отрицательных последствий им причиненных). О том когда нужна оценка и диагностика бизнеса можно прочитать в статье “Когда и зачем нужны оценка и диагностика бизнеса и как их провести”

Существуют различные способы управления рисками, в частности, к ним относятся:

  • избежание рисков (носит строго ограниченный характер);
  • проведение процедур и разработка правил управления рисками;
  • страхование рисков;
  • создание резервов на покрытие возможных потерь.

Каждый способ управления рисками имеет определенные финансовые последствия и зависит от конкретной ситуации.

Наибольший интерес как самый эффективный из приведенных способов представляет собой проведение процедур и разработку правил управления рисками, одной из составляющих которого является разработка системы внутреннего контроля.

Впервые о необходимости построения системы внутреннего контроля корпоративными компаниями было заявлено в так называемом Законе Сарбейнса Оксли (принят Конгресом США 23.01.2002) с целью усиления контроля за финансовой деятельностью компаний, эффективности их работы, а также профилактики и выявлению коррупционных правонарушений в их деятельности.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, включающая организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку соблюдения им же самим установленных правил и процедур, а также требований законодательства.

Внутренний контроль необходим в первую очередь крупным компаниям со сложной организационной структурой, географической раздробленностью и т.д.

Система внутреннего контроля позволяет избежать серьезных систематических ошибок в принятии управленческих решений, управлении ресурсами и денежными потоками.

Однако, в нынешних условиях нестабильности экономики, такая система становится жизненно необходимой и на предприятиях среднего и малого бизнеса, при этом создавая небольшим предприятиям весомые конкурентные преимущества.

Кроме того, с 01.01.2013 согласно ст.19 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация внутреннего контроля стала обязательной для всех компаний, подпадающих под обязательный аудит.

Возникает законный вопрос: чем внутренний контроль отличается от внешнего аудита, а также от ранее существующих систем внутреннего аудита и  контрольно-ревизионной деятельности? Это  еще одна формальная нагрузка на бизнес или от него может  реальная польза?  

Начнем по порядку. Основная задача внешнего аудита – провести независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет ее достоверности. Внешний аудит осуществляется независимыми специализированными организациями.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, которое предоставляется собственнику, а также внешним пользователям в соответствии с законодательством (акционерам, банкам, органам статистики, налоговым органам).

В основу внешнего аудита положен формальный балансовый подход, который не учитывает особенности бизнес-процессов в проверяемой организации.

 Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией.

Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность.

С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи.

Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства. Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита.

Основным документом, который готовит эта служба, является карта бизнес-процессов, которая содержит описание каждого процесса, основные задачи, которые он решает, присущие ему риски, а также регламенты взаимодействия с другими бизнес-процессами, ответственность персонала за решение задач, снижения рисков и соблюдение регламентов.

Задачами контрольно-ревизионной деятельности (ревизия) в первую очередь является выявление и предотвращение злоупотреблений и недопущение неэффективного использования ресурсов.

Данные задачи актуальны для собственников и высшего исполнительного руководства и направлена на ретроспективу (на уже произошедшие события и их последствия).

Такая деятельность всегда осуществляется специальным подразделением, подчиняющимся как правило, руководителю финансовой службы (например, главному бухгалтеру), итоговым документом является акт ревизии финансово – хозяйственной деятельности, который отражает нарушение финансовой дисциплины подразделениями предприятия.

Зависимость контрольно-ревизионного подразделения  от внутренней финансовой службы компании снижает эффективность проводимых мероприятий поэтому актуально создание независимой подобной структуры, которая действует в интересах собственников и больше всего необходима для холдинговых компаний, имеющих сложную организационную структуру со множеством обособленных подразделений, но она так же актуальна для небольших организаций у которых имеются в наличии любые материальные ценности.                                                                                                                                                                                    

Внутренний контроль, по определению Минфина, представляет собой непрерывный процесс, способствующий достижению экономическим субъектом  цели своей деятельности, то есть для коммерческой организации получение прибыли.

А ведь именно для получения прибыли собственники создают предприятия.

Таким образом, внутренний контроль с одной стороны, должен  обеспечить соблюдение норм законодательства, а с другой стороны, его правильная организация может служить лакмусовой бумажкой определения эффективности работы генерального директора.

При этом целью является не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы.

Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят.

Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, и как следствие, в увеличении прибыльности работы, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

 Таким образом, внутренний контроль, так же как и внутренний аудит, нацелен непосредственно на бизнес-процессы и на оценку их эффективности, и, одновременно, как контрольно-ревизионная деятельность выявляет манипулирование активами и финансовыми показателями.

В то же время, следует отметить, что эффективность внутреннего контроля может быть ограничена в силу следующих обстоятельств:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Система внутреннего контроля включает несколько основных элементов: контрольная среда, процесс оценки рисков, информационная система, контрольные действия, мониторинг средств контроля, которые органически связаны между собой.

Российским законодательством не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.

При его организации можно использовать международные стандарты по управлению рисками (например, BS 31100:2008 британский стандарт «Практические правила риск – менеджмента», JIS Q 2001:2001 японский стандарт «Указания при принятии решений в сфере риск – менеджмента» и другие), однако они малоэффективны, так как не учитывают специфику функционирования российских предприятий

Пишите, решение каких задач при настройке системы внутреннего контроля Вам сложно решить, задавайте вопросы на странице в соцсетях . “Оскорд-аудит” -профессиональные услуги для бизнеса.

  Хотите стать руководителем службы внутреннего аудита или финансовой службы – приходите в наш Переговорный клуб, прокачайте в себе навыки руководителя

Источник: http://www.oskord-audit.ru/articles/vnutrenniy-kontrol-i-audit

Как изменится система внутреннего контроля с 2020 года и кому понадобится штатный аудитор

Внутренний аудит и внутренний контроль - есть ли разница?

С 2020 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)

В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:

— соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета; — верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет; 

— насколько эффективно используются бюджетные средства.

Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи. Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля.

Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был. Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным.

Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Отменили внутренний контроль или нет

С 2020 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

  • ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур
  • Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК
  • Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно
  • Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками
  • В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля.

Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК).

Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2).

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2020 годаВводятся до 31 декабря 2020 года
«Определения, принципы и задачи ВФА»«Реализация результатов ВФА»
«Основания и порядок организации ВФА»«Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»
«Порядок передачи полномочий по ВФА»
«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА»«Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»
«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»
«Проведение внутреннего финансового аудита»

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора.

В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы.

Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?

– да

– нет

  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?

– да

– нет

  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?

– да

– нет

  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

– да

– нет

Результат

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации. 

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20200208/

Разница между внутренним контролем и внутренним аудитом

Внутренний аудит и внутренний контроль - есть ли разница?

Внутренний контроль – это система, состоящая из контрольной среды и процедур, которые помогают организации в достижении бизнес-целей. С другой стороны, внутренний аудит – это деятельность, выполняемая профессионалами для обеспечения эффективности системы внутреннего контроля, внедряемой в организации.

Контроль является одной из наиболее важных человеческих потребностей, которая присутствует почти в каждой человеческой деятельности.

Поэтому и в бизнесе контроль играет важную роль в обеспечении максимально возможного использования ресурсов и увеличении прибыли.

Большинство деловых операций выполняются компьютерами, физическими лицами и другим оборудованием, которое требует периодической проверки, чтобы убедиться, что потери и отходы не происходят.

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

Внутренний контроль и внутренний аудит помогают фирмам следить за регулярной деятельностью. Они обычно используются взаимозаменяемо, но они имеют разные значения. Прочтите эту статью, чтобы узнать разницу между внутренним контролем и внутренним аудитом.

Сравнительная таблица

Основа для сравненияВнутренний контрольВнутренняя проверка
Имея в видуВнутренний контроль относится к методам и процедурам, применяемым руководством для контроля операций, чтобы помочь в достижении бизнес-цели.Внутренний аудит ссылается на программу аудита, принятую фирмой, для проверки ее финансовой и операционной деятельности профессионалом.
Что это?системаДеятельность
верификацияРабота одного человека проверена другим.Каждый компонент работы проверен.
Время проверкиКак только транзакция записана, выполняется проверка.Проверка производится после выполнения работы.
ЗадачаОбеспечить соблюдение политик управления.Для обнаружения мошенничества и ошибок.

Определение внутреннего контроля

Под внутренним контролем можно понимать систему, разработанную, внедренную и поддерживаемую руководством компании для обеспечения достижения целей, касающихся:

  • Эффективность и оперативность операций,
  • Защита активов,
  • Предотвращение и выявление мошенничества и ошибок,
  • Точность и полнота финансовой отчетности,
  • Соблюдение соответствующих законов.

Он состоит из пяти элементов, которые связаны между собой и применяются ко всем фирмам, но их реализация зависит от размера фирмы. Элементами являются среда контроля, оценка рисков, контрольные мероприятия, информация и коммуникация и мониторинг.

Элементы внутреннего контроля

Цели внутреннего контроля

  • Проверка выполнения транзакций в соответствии с полномочиями руководства.
  • Проверка оперативного учета транзакций, в правильной сумме и счете, а также в отчетном периоде, к которому он относится.
  • Убедиться в том, что активы защищены от несанкционированного доступа и использования.
  • Сравнение зарегистрированных активов с существующими в различные промежутки времени и принятие мер в случае обнаружения различий.

Обзор

Методы проверки внутреннего контроля

Наиболее важной частью системы внутреннего контроля является ее проверка, для которой аудитор может использовать любой из методов: описательные записи, контрольный список, вопросник и блок-схему.

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит определяется как беспристрастная, рациональная функция обеспечения и консультирования, разработанная руководством для контроля за деятельностью организации. Он включает в себя регулярный и критический анализ функций организации с целью рекомендации улучшений. Он направлен на оказание помощи членам фирмы в эффективном исполнении своих обязанностей.

Процесс внутреннего аудита

Задача выполняется внутренним аудитором, который назначается руководством компании. Он / она сообщает руководству об анализе, оценке, рекомендации и всей соответствующей информации, относящейся к изучаемой деятельности.

Цели внутреннего аудита

  • Проверять правильность и достоверность бухгалтерских записей, которые сообщаются лицам, наделенным руководящими полномочиями.
  • Чтобы определить, соблюдаются или нет стандартные методы бухгалтерского учета, которые, как считается, соблюдаются предприятием.
  • Для обеспечения обнаружения и предотвращения мошенничества.
  • Чтобы проверить, что есть соответствующие полномочия для приобретения и распоряжения активами.
  • Чтобы убедиться, что обязательства возникают только по деловым причинам, а не для каких-либо других целей.
  • Рассмотреть действия системы внутреннего контроля, чтобы сообщить руководству об отклонениях и несоответствиях.

Ключевые различия между внутренним контролем и внутренним аудитом

Различие между внутренним контролем и внутренним аудитом может быть четко определено по следующим основаниям:

  1. Методы и процедуры, применяемые руководством для управления операциями, чтобы помочь организации в достижении желаемых целей, называются внутренним контролем. Программа аудита, принятая фирмой для проверки финансовой и операционной деятельности эксперта, называется внутренним аудитом.
  2. Внутренний контроль – это система, разработанная, внедренная и поддерживаемая в организации. Внутренний аудит – это функция аудита, разработанная лицами, наделенными руководящими полномочиями, для проверки деятельности фирмы.
  3. Во внутреннем контроле работа одного человека проверяется другим, тогда как в случае внутреннего аудита проверяется каждый отдельный компонент работы.
  4. В системе внутреннего контроля проверка выполняется одновременно при выполнении работ. Наоборот, в системе внутреннего аудита работа проверяется после ее выполнения.
  5. Основной задачей системы внутреннего контроля является обеспечение соответствия политике управления. Напротив, внутренний аудит направлен на выявление мошенничества.

Заключение

В целом, как внутренний контроль, так и внутренний аудит важны для каждой организации, чтобы оценить общую работу. Сфера внутреннего контроля шире, чем сфера внутреннего аудита, поскольку первая включает в себя последнюю.

Источник: https://ru.gadget-info.com/difference-between-internal-control

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

Внутренний аудит и внутренний контроль - есть ли разница?

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

статьи

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить.

Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита.

Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля.

Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению.

Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=_ig8g_B1OEw

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Таблица

Внутренний контрольВнутренний аудит
Что между ними общего?
Проводятся одним и тем же субъектом — главным распорядителем бюджетных средств в государственных организациях, внутренним аудитором, контролером или специализированным отделом — в частных компаниях
В чем разница между ними?
Направлен на выявление ошибок в хозяйственной деятельности, в ведении отчетных документов и учетаНаправлен на оценку серьезности выявленных ошибок на уровне внутреннего контроля, на выработку мер по их устранению, на анализ качества контроля

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.