+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Содержание

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Противоречия между трудом и капиталом, иначе говоря: между работодателем и трудовым коллективом возникают, почти, неизбежно и, практически, постоянно.

Эти противоречия нужно как-то разрешать, иначе всем плохо будет. Трудовой коллектив не сможет трудиться, а капитал лишится возможности прирастать.

Сегодня такие споры разрешаются путём формирования примирительной комиссии, которая и занимается решением возникшей проблемы.

Создание примирительной комиссии

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной  комиссией должно происходить в строгом соответствии с законодательством. Как правило, создание этого органа приводит конфликтующие стороны к согласию.

Поскольку нахождение консенсуса желательно для обеих сторон, то нет никаких причин, для того, чтобы препятствовать созданию согласительной комиссии.

Более того, создание примирительной комиссии – это требование закона и уклонятся от её формирования или противодействовать её работе является грубым нарушением трудового кодекса.

Комиссия по примирению и её состав

Примирительная комиссия должна включать в себя представителей работодателя и людей, уполномоченных трудовым коллективом. В особых случаях, например, когда работодатель и профсоюз не могут прийти к единому решению ещё на стадии заключения партнёрского соглашения, в работе комиссии могут участвовать и представители власти, государственной или муниципальной.

Однако они не имеют права голоса и могут выступать лишь в качестве консультантов. Обе стороны, в качестве экспертов, могут привлекать юристов, экономистов, социологов и любых других независимых специалистов.

Обеспечение условий для работы согласительной комиссии целиком и полностью ложится на плечи работодателя. В плане подготовки мероприятия он обязан гарантировать следующие условия:

  • предоставить подходящее для работы комиссии помещение;
  • подготовить все необходимые для работы документы;
  • обеспечить достойную оплату специалистов привлечённых для проведения консультаций, экспертиз и прочих мероприятий.

Продолжительность работы примирительной комиссии

Обычно работа примирительно комиссии проходит в достаточно сжатые сроки, от трёх до пяти дней. Этого времени бывает достаточно для того, чтобы выяснить позиции сторон и привести их к согласию, хотя бы по ключевым вопросам.

Если соглашение достигнуто, оно должно быть оформлено соответствующим протоколом. В этом случае решение примирительной комиссии является обязательным для исполнения обеими сторонами.

Впрочем, даже примирительная комиссия не всегда может разрешить возникшие противоречия, но если в результате её работы, ей удастся хоть немного смягчить позиции представителей работодателя и трудового коллектива, то она уже не зря собиралась. При необходимости, продолжительность работы примирительной комиссии может быть увеличена.

Участие посредника в работе

Если стороны к единому решению прийти так и не смогут, рассмотрение трудового спора может быть продолжено с участием независимого посредника. Посредник может быть привлечён на любой стадии разбирательства, в том числе:

  • в момент создания примирительной комиссии;
  • в том случае, если примирительная комиссия не сможет прийти к решению, приемлемому для обеих сторон;
  • во время забастовки трудового коллектива.

Выбор посредника осуществляется путём согласия обеих сторон участниц трудового спора. В качестве посредников, обычно, выступают люди, имеющие специальную подготовку.

Его деятельность должна находиться в строгих рамках закона и быть направлена исключительно на примирение сторон. Он выслушивает их и, проконсультировавшись с юристами и органами государственной власти, предлагает свои пути решения возникшей проблемы.

Если в результате его усилий, сторонам удаётся достичь консенсуса, посредник склоняет стороны к прекращению спора. Если стороны не приходят к согласию, дело переходит в трудовой арбитраж. Независимо от того пришли стороны к согласию или нет, услуги посредника должны быть оплачены в размере средней заработной платы по основному месту работы.

Завершение работы примирительной комиссии

Во время работы примирительной комиссии обе стороны имеют равные права. Каждая из сторон защищает свою позицию всеми доступными ей средствами в рамках закона.

Все заседания примирительной комиссии проводятся в открытом режиме, за исключением тех случаев, когда речь идёт о государственной или коммерческой тайне.

После принятия положительного решения по примирению сторон примирительная комиссия прекращает свою работу. Если же решение приемлемое для обеих сторон так и не было найдено, дело передаётся в трудовой арбитраж.

Источник: https://jurysti.ru/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoj-komissiej/

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Стадия урегулирования разногласий самими сторонами

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (работодатели такого права не имеют). Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством . Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция – более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора.

Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап);
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены.

Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено.

В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора.

Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК).

Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым анием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой.

Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору. 

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж:

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-razresheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах – Дело

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Трудовые конфликты на предприятиях, когда интересы администрации не могут совпасть с интересами коллектива или отдельных сотрудников, нередки. Для их своевременного решения на взаимоприемлемых условиях, трудовым кодексом предусмотрена самозащита, обращение в суд и прокуратуру, групповое или индивидуальное обращение в ГИТ, а также создание примирительных комиссий.

Нормативное регулирование

Их деятельность регламентируется такими статьями ТК:

  • 402-ой. О рассмотрении коллективного спора (трудового) данной комиссией.
  • 401-ой. Описывающей примирительные процедуры.
  • 408-ой. О реализации достигнутых в комиссии соглашений.
  • 418-ой. О документировании работы комиссии.
  • 416-ой. Об ответственности за невыполнение решения комиссии.

Когда ее необходимо создать в 2019

Примирительная комиссия определена в ТК как временная инстанция, в которой представители работодателя договариваются с представителями коллектива трудящихся в случае возникновения недопонимания между сторонами или трудового спора. Ее создание необходимо:

По законодательству – это единственный способ решения подобных проблем, и уклониться от ее создания в данном случае невозможно. Срок ее создания:

  • 2-а дня с момента проявления противоречий при их возникновении на локальном (между работниками и администрацией) уровне. Обычно отсчет начинается с даты составления протокола разногласий.
  • 3-и дня на иных (территориальном, отраслевом, региональном) уровнях.

Как создается примирительная комиссия

Возникшие трудовые разногласия решаются через примирительную комиссию, которая в отведенный 402-ой статьей ТК срок, должна быть образована на следующих принципах:

  • Стороны трудового конфликта не имеют право уклониться от ее создания и участия в ее работе.
  • Администрация обязана обеспечить условия ее создания и функционирования.
  • Это временный орган для решения возникших в данный момент разногласий.
  • В состав комиссии должно войти равное количество представителей работодателя и коллектива.
  • Представители государственных, контролирующих органов и иных властных органов могут входить в состав комиссии только в качестве консультантов или наблюдателей.
  • Из выбранных кандидатов в комиссию избираются председатель и секретарь.

Факт создания комиссии руководством фирмы подтверждается соответствующим приказом, а противостоящей стороной – решением общего собрания или уполномоченными коллектива.

  • После чего комиссия приступает к работе.

Как решается спор

Процедура решения спора состоит из нескольких этапов:

Но 1-ый этап является обязательным. Допускается вести заседание комиссии при ее количественном составе в 2/3 от избранного числа участников, только когда нет перевеса одной из сторон. Комиссией используются такие примирительные процедуры:

  • Мировое соглашение. То есть заключение юридически обоснованной сделки, достигнутой путем взаимных уступок, и изложенной письменно.
  • Медиация. Иначе, привлечение к решению конфликта незаинтересованной стороны.

Процедура принятия решения следующая:

  1. Разбирательство сути возникшего конфликта.
  2. Достижение общего мнения посредством взаимных уступок.
  3. После исчерпания конфликта, принятое решение оформляется протоколом.
  4. В протокол заносится согласованная формулировка решения, и при необходимости, сроки выполнения некоторых решений.
  5. Принятое на комиссии решение будет обязательным для исполнения обеими сторонами.
  6. Контролируют его выполнение так же обе стороны исчерпанного конфликта.

Если компромисса нет, то:

  • Оформляется протокол разногласий.
  • Он подписывается всеми участниками комиссии.
  • В нем должно быть указание на дальнейшие действия: посредник или трудовой арбитраж.

Сроки работы ПК:

  • На принятие решения отводится 5-ть дней. Продлить его можно общим, отраженным в протоколе решением.
  • Последующие действия (урегулирование с посредником) – 7-мь дней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Коллективная жалоба на руководителя

В видео рассматриваться установленная процедура разрешения коллективных трудовых споров, причем примирительная комиссия представлена как этап на пути к забастовке:

Источник: http://lsmanagement.ru/trudovoe-pravo-jekspertiza-2019/vzyskaniya-protokol-2019/reshenie-sporov-ukazanie-2019/primiritelnaya-komissiya-sertifikat-2019/

Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах

— Организация бизнеса — Кадры — Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах

Российским законодательством предусматривается предоставление особого места примирительным процедурам в трудовом праве как итоговому механизму, который позволяет достигать оптимальных решений каждой из сторон взаимоотношений — работодателям, сотрудникам, профсоюзным организациям и надзорным органам. Поэтому знать о том, как выглядят и применяются на практике примирительные процедуры в трудовом споре будет полезно и работодателям, и простым работникам.

Примирительные процедуры в трудовом праве — нормативы и законы

Основным нормативно-правовым документом, который регламентирует большинство аспектов трудовых взаимоотношений в российском законодательстве является Трудовой кодекс. И вопросы применения примирительных процедур в трудовом праве в первую очередь рассматриваются именно положениями ТК РФ, к которым можно отнести следующие статьи:

  • Статья 398 раскрывает в своих положениях основные принципы правового регулирования коллективных споров и связанных с ними мероприятий, в том числе примирительных процедур, которым дается определение в данной статье.
  • Статья 401 дает полное толкование примирительных процедур, как первого и обязательного механизма, по которому обеспечивается рассмотрение наличествующих трудовых споров коллективного характера, без которых невозможно дальнейшее рассмотрение спора.
  • Статья 402 устанавливает общие принципы, по которым реализуются примирительные процедуры при участии специализированной примирительной комиссии.
  • Статья 403 регламентирует действия сторон в том случае, если примирительные процедуры сами по себе не привели к разрешению спора по причине несогласия одной или обеих сторон с решением примирительной комиссии.
  • Статья 405 предполагает предоставление особых дополнительных гарантий лицам, которые прямо участвуют в деятельности примирительных комиссий при урегулировании коллективных трудовых споров.
  • Статья 406 предусматривает определенные последствия в случае, если одна из сторон отказывается от участия в примирительных процедурах.
  • Статья 409 наделяет трудящихся правом на организацию забастовки в случае, когда работодатель не участвует в примирительных процедурах либо игнорирует принятые в их рамках решения, а также решения трудового арбитража.
  • Статья 410 регламентирует порядок проведения забастовок в соответствии с нормативами законодательства, при нарушении такового регламента забастовка не считается законной и действительной.
  • Статья 416 регламентирует ответственность российских работодателей за их уклонение от участия в примирительных процедурах и предусматривает несение административной ответственности за таковые действия.

Выше указаны лишь основные правовые нормы, затрагивающие вопросы применения примирительных процедур в российском законодательстве. Некоторые нормативные особенности их правового регулирования могут в отдельных случаях раскрываться и в других положениях ТК РФ, а в отношении определенных категорий трудящихся — и в иных нормативных актах российского законодательства.

Как используются примирительные процедуры в трудовом споре

Как можно понять из вышеозначенных нормативов трудового законодательства, примирительные процедуры используются только в качестве механизма разрешения коллективных трудовых споров, которые ведутся по отдельной процедуре. В случае, если трудовой спор носит индивидуальный характер, работник вправе пользоваться самозащитой своих трудовых прав или же обращаться в профсоюзы, надзорные органы или суд.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как можно уволить сотрудника без его согласия

  • В ведении коллективных же споров проведение рассматриваемых процедур является обязательным шагом.
  • Обратиться за участием посредника или инициировать проведение трудового арбитража трудящиеся, их представители не могут, не попытавшись урегулировать имеющиеся вопросы в порядке проведения примирительных процедур.
  • Ключевым аспектом в таком случае является формирование примирительной комиссии и обязательное уведомление работодателя об инициации коллективного спора с приглашением принять участие в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия на предприятии формируется из представителей каждой стороны взаимоотношений, которые в итоге в рамках проведения заседаний предлагают различные варианты урегулирования имеющегося коллективного спора.

При этом законодательство четко определяет сроки, в течение которых должны быть сформированы данные комиссии и время, в течение которого должно быть вынесено решение о возможных способах урегулирования коллективного трудового спора.

В случае, если обе стороны взаимоотношений достигают соглашения и принимают разработанный примирительной комиссией вариант урегулирования сложившейся ситуации, никаких дальнейших последствий для сторон нет. По итогам между сторонами подписывается коллективный договор, определяющий права и обязанности сторон, которые должны быть соблюдены и работниками, и работодателем.

Что делать, если примирительные процедуры не решают проблемы

Если работодатель отказывается от участия в примирительных процедурах или игнорирует их, законодательство прямо разрешает приступать к реализации дальнейших этапов ведения коллективного трудового спора — обращению к посредникам из профсоюза или надзорных органов, или непосредственное формирование трудового арбитража. Последствия подобных действий являются для работодателя неблагоприятными, так как он не может участвовать в арбитраже, а нарушение прав трудящихся и уклонение от участия в примирительных процедурах предусматривает несение административной ответственности с обязательной уплатой штрафа.

Однако кроме этого, сотрудники получают дополнительный инструмент для воздействия на работодателя.

Если примирительные процедуры не состоялись, либо когда работодатель проигнорировал решение примирительной комиссии или трудового арбитража, трудящиеся вправе объявить забастовку в установленном порядке.

Более подробно о том, что такое забастовка и как она проводится, можно прочитать в отдельной статье.

Законодательство устанавливает конкретные принципы проведения забастовок и их нарушение позволяет работодателю применять дисциплинарные взыскания к трудящимся.

Однако если забастовка является законной, за всеми ее участниками сохраняются все их права, и они не могут быть привлечены работодателем к ответственности или стать жертвами дисциплинарных взысканий в связи с проведением забастовок. (16 голос., 4,90 из 5)

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/primiritelnye-protsedury-v-trudovom-prave-i-trudovyh-sporah.html

  1. Статья 220.
  2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов) споры (конфликты), возникающие между администрацией предприятия, учреждения, организации и коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных споров (конфликтов).

Источник: https://okarb.ru/oplata-truda/primiritelnye-protsedury-v-trudovom-prave-i-trudovyh-sporah.html

Page 3

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора и является завершающей стадией примирительных процедур.

Трудовой арбитраж может быть двух видов.

1. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров специально для рассмотрения данного коллективного трудового спора.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться на постоянной основе при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, переданных ему по соглашению сторон.

Порядок формирования состава постоянного трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Одной из особенностей данной стадии рассмотрения трудового спора является то, что в ней обязательно принимают участие соответствующие государственные органы.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

  • — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров;
  • — органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Минтруду России подведомственна Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)[1], в ведении которой и находятся в настоящий момент вопросы участия в разрешении коллективных трудовых споров.

В ч. 2 и 3 ст. 407 ТК РФ полномочия государственных органов разграничены. В частности, указано какие конкретно коллективные трудовые споры подлежат уведомительной регистрации федеральными органами по урегулированию коллективных трудовых споров, а какие — соответствующими органами субъектов РФ.

Работники государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организации в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры. Воспрепятствование со стороны должностного лица в осуществлении этого полномочия указанных работников является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Общий порядок рассмотрения спора в трудовом арбитраже предусмотрен ст. 404 ТК РФ.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, после чего стороны обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать временный трудовой арбитраж либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

В случаях когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст.

413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Срок рассмотрения спора на данном этапе составляет на локальном уровне социального партнерства — до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж создается в составе трех человек из числа трудовых арбитров.

Рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже происходит с участием представителей сторон данного спора и завершается принятием решения по существу спора, которое в письменной форме передается соответствующим сторонам и является для них обязательным, поскольку было подписано соглашение об обязательном подчинении этому решению.

Если в течение установленного срока трудовой арбитраж не примет решения по существу спора, работники имеют право объявить забастовку.

Источник: https://studme.org/110113/pravo/rassmotrenie_kollektivnogo_trudovogo_spora_primiritelnoy_komissiey

Примирительная комиссия — что это такое по ТК РФ, в какой срок создается

Примирительная комиссия по трудовым спорам

Между сотрудниками предприятия или какой-то отрасли в целом, а также между работодателями могут возникать коллективные трудовые споры, базовым этапом решения которых является формирование примирительной комиссии.

Поэтому каждому сотруднику и каждому российскому работодателю следует знать о том, что это такое — примирительная комиссия и в какой срок она должна быть создана в случае возникновения коллективного спора.

Большинство правовых норм, регламентирующих создание и рассмотрение спора закреплены в ТК РФ, как в базовом документе российского трудового законодательства.

Примирительная комиссия — что это такое

Под примирительной комиссией подразумевается собрание представителей сторон трудовых взаимоотношений, созданное специально для урегулирования образовавшегося коллективного разногласия.

С точки зрения законодательства, подобная комиссия является обязательным элементом в любом споре коллективного характера.

Без ее формирования и проведения заседания невозможно дальнейшее решение существующего спора иными способами.

Сами по себе примирительные комиссии призваны создать упорядоченный и структурированный орган, который в равной степени знаком как с интересами трудящихся и работодателей, так и с сутью коллективного спора.

За счет коротких сроков существования комиссии, осведомленности всех ее членов о сути происходящего спора, подобный орган может быть хорошим подспорьем для выработки решения, которое будет устраивать все стороны разногласий.

Такие комиссии могут формироваться в рамках двух основных видов коллективных споров:

  • Сотрудников одного работодателя с ним.
  • Трудящихся отрасли и предпринимателей в этой сфере.

Приступать к следующим этапам решения спора его стороны, как работодатели, так и трудящиеся и их представители, имеют право лишь только после того, как попытки примирения в рамках функционирования соответствующей комиссии не дали ожидаемого результата и не привели к прекращению существующего коллективного трудового спора.

Комиссия может быть не сформирована в случае, если какая-либо сторона откажется участвовать в ее формировании. В таком случае, другая сторона имеет право сразу перейти к следующим этапам разрешения разногласий.

Если же работодатель будет уклоняться от процедур, он может быть привлечен к административной ответственности за подобные действия, которая предполагает вынесение штрафов и иных мер наказания.
Более подробно о том, что такое коллективный трудовой спор, можно прочитать в отдельной статье.

Далее же будут рассматриваться именно особенности работы примирительных комиссий в рамках российского правового поля.

В какой срок создается примирительная комиссия и кто в нее входит

Законодательство достаточно строго определяет как сроки формирования примирительных комиссий, так и перечень лиц, каковые могут участвовать в них. Нарушение установленных сроков дает другой стороне право перейти на следующий уровень разрешения разногласий. Однако при этом одностороннее формирование рассматриваемой комиссии не допускается в любом случае.

Срок формирования комиссий зависит от характера и масштаба наличествующего спора.

Так, для разногласий локального уровня — то есть, в рамках одного предприятия, сроки формирования рассматриваемой комиссии составляют не более двух дней со дня начала спора.

В случае, если спор начинается на иных уровнях социального партнерства, законодательство расширяет сроки, предоставляемые на формирование комиссии до трех дней с момента начала спора.

При этом сроки устанавливаются законодательством не только в отношении времени формирования примирительной комиссии, но также и в отношении ее фактического функционирования.

Так, на локальном уровне примирительная комиссия прямо обязана вынести решение по сути спора в течение трех дней с момента создания.

А для споров на иных уровнях социального взаимодействия — в течение пяти дней с момента создания комиссии.

При необходимости и согласии всех сторон коллективного спора сроки полномочий примирительной комиссии могут быть продлены для вынесения наиболее актуального решения, если необходимо время на разработку и согласование такого решения.

Что же касается состава примирительной комиссии, то он зависит от того, на каком уровне социального партнерства происходит коллективный спор. Для локального уровня коллективных споров, в комиссии должны присутствовать представители работников и работодателя.

В случае коллективных споров иного уровня (отраслевых, межотраслевых), в примирительной комиссии должны участвовать представители объединения работодателей или министерств, а также представители соответствующего органа трудящихся, например, профсоюза.

При этом независимо от масштабов разногласий и конкретного уровня, на котором они происходят, не допускается участие в деятельности комиссии каких-либо третьих лиц, в том числе и представителей власти. В исключительных случаях и при согласии обеих сторон такие представители могут принимать участие консультативного характера для обеих сторон коллективного трудового спора.

Один из базовых принципов формирования любой примирительной комиссии — равенство сторон в ее составе.

Таким образом, в составе примирительной комиссии всегда должно быть равное количество участников как со стороны работодателей, так и со стороны самих работников.

Рекомендуемое Министерством труда количество участников примирительной комиссии от каждой стороны спора — от двух до пяти человек, в зависимости от сложности спора и поиска оптимального и приемлемого решения.

Полномочия примирительной комиссии и порядок ее действий в трудовом споре

Несмотря на критическое значение комиссии по примирению в рамках споров коллективного характера, ее члены, и она сама как полноценный орган, обладают лишь минимальным набором каких-либо полномочий.

Ведь в первую очередь деятельность первичной комиссии призвана упростить взаимодействие работодателя и рабочего коллектива и ускорить процесс поиска оптимального решения в спорной ситуации за счет фактического участия представителей сторон в рамках процесса примирения.

Поэтому примирительная комиссия обладает лишь следующими полномочиями:

  • Принятие решений по трудовому спору. Если коллективный трудовой спор был успешно разрешен в рамках заседаний примирительной комиссии, то она оформляет протокол, положения которого являются обязательными для исполнения всеми сторонами спора. Сам же спор вследствие такого решения считается оконченным.
  • Оформление протокола разногласий. Протокол разногласий — это базовый документ, в котором фиксируются основные доводы и разногласия сторон, и на основании этого протокола возможно совершение последующих процессуальных действий.
  • Привлечение посредника. Именно примирительная комиссия по итогам рассмотрения вопроса может принять решение о дальнейшем рассмотрении ситуации при участии посредника. Конкретная личность посредника также определяется в рамках заседания примирительной комиссии.

Оптимальные условия для проведения примирительной комиссией своих заседаний обеспечивает работодатель. В его обязанности также входит входит обеспечение самой комиссии всем необходимым для проведения заседаний — канцелярскими материалами и принадлежностями, местом проведения заседаний, оборудованием и аппаратурой.

В остальном же законодательство не регламентирует вопросы обеспечения дополнительных прав участникам примирительных комиссий. Однако в целом, закон защищает работников, участвующих в качестве представителей трудового коллектива от любых незаконных действий со стороны работодателя и предписывает обязательное сохранение за ними среднего заработка на время работы примирительных комиссий.

В целом же, на практике примирительные комиссии проводят свои заседания достаточно быстро — в течение нескольких часов, что позволяет решать вопросы, связанные с коллективными спорами без серьезного отрыва сотрудников от рабочего процесса. В том числе не нанесет значительного ущерба деятельности компании и то, что количество участников примирительной комиссии крайне ограничено.

Правовое регулирование создания примирительной комиссии по ТК РФ

Чтобы лучше понимать принципы функционирования примирительных комиссий на предприятиях и в рамках коллективных споров более масштабного уровня, каждой стороне трудовых взаимоотношений рекомендуется ознакомиться с положениями действующего законодательства, которые регулируют этот вопрос. В частности, значение имеют следующие положения ТК РФ:

  • Ст.398 определяет само понятие коллективного спора и примирительных процедур, как основного механизма их разрешения.
  • Ст.399 регламентирует базовое выдвижение требований трудящимися как самостоятельно, так и через своих представителей.
  • Ст.400 устанавливает порядок рассмотрения работодателем требований сотрудников и профсоюзов.
  • Ст.401 определяет перечень и этапы различных примирительных процедур, применяемых в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.402 непосредственно посвящена рассмотрению коллективных споров трудовыми комиссиями, а также принципам формирования такого органа.

Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет достаточно мало конкретных механизмов, касающихся порядка функционирования примирительных комиссий, было принято также Постановление Минтруда РФ №57 от 14.08.2002.

В этом документе устанавливаются более детальные и подробные рекомендации для всех участников трудового спора, касающиеся принципов формирования и функционирования примирительных комиссий.

Однако таковые рекомендации не носят императивного характера и являются необязательным к исполнению нормативным документом, поэтому стороны вправе использовать и иные механизмы, регламентирующие деятельность примирительных комиссий, если таковые не противоречат непосредственно базовым нормативам ТК РФ. (7 голос., 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/primiritelnaya-komissiya-chto-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.