+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Содержание

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Источник: https://kontur.ru/press/news/otchet-115fz/2019/12/6942

115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

КатегорияСубъекты
Физические лицаРоссийские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предпринимателиКредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

СуммаСуть операции
≥600 тыс. рубОперации с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн рубСделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. рубПолучение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн рубОперации организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммыОдин из участников сделки – лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и  несоответствие сделки целям деятельности компании.

Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

ОбязанностьСубъектИнформация
Идентификация клиентаФизическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности – в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Источник: http://prorko.ru/spravochnik/fz-115-ob-otmyvanii-dohodov/

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.

Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:

  • специфика условий;
  • установленная цена сделки;
  • наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.

Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий

Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
  • условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).

На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:

  1. пополнение счёта организации путём внесения наличных;
  2. снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
  3. обналичивание средств с корпоративных счетов;
  4. осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
  5. обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
  6. обмен денежных купюр.

В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира.

Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании.

В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:

  • переводам между разными счетами;
  • зачислению наличных на счета граждан и организаций;
  • оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).

Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:

  1. осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
  2. открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
  3. финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
  4. осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.

Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:

  • сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
  • осуществление страховых выплат либо их получение;
  • оформление лизинга;
  • переводы со счёта некредитной организации;
  • получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
  • займы без процентов.

Операции, контролируемые вследствие цены сделки

Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:

  • продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
  • приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
  • траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
  • движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
  • поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.

Контроль по причине особенностей сторон

Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.

Подозрительные операции

Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём.

Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями.

На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ.

Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:

  • при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
  • клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
  • банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.

При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.

Сомнительные операции

Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:

  • не совсем обычный характер сделки;
  • признаки отсутствия экономического смысла;
  • неочевидные цели совершения сделки.

Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.

На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:

  1. сделки на сумму более 600 000 рублей;
  2. операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
  3. операции с иностранной валютой;
  4. обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
  5. получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
  6. частые денежные переводы различным лицам;
  7. частое снятие наличных в банкомате.

Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно.

Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка.

В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.

Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.

Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ

Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:

  • запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
  • поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
  • повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
  • незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
  • несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
  • отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
  • быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
  • совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
  • регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
  • покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
  • периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
  • периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.

Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный.

Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны.

Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.

Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки».

Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах.

Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.

Консультация специалиста

В результате необходимости проведения контроля финансовых операций могут возникнуть разного рода сложности. В связи с недостаточно чёткими формулировками закона нередко складываются ситуации, когда легальные операции вызывают подозрения.

Как поступить в этом случае, как отстоять свои интересы? Обращайтесь к нам за профессиональной помощью. Специалисты сервиса Unblock.money разбираются во всех тонкостях федерального законодательства и имеют обширную практику решения подобных вопросов.

Мы предоставим вам консультацию, обрисует ситуацию максимально сжато и доступно, разберёмся во всех нюансах и поможем решить проблему.

28.06.2019

Источник: https://unblock.money/stati/operatsii-podlezhashchie-obyazatelnomu-kontrolyu-115-fz/

Отказ в проведении операций: что должны знать клиенты российских банков

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Открытие и использование расчетного счета юридического лица связаны, помимо прочего, с соблюдением норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – «Закон 115-ФЗ»).

Закон 115-ФЗ предусматривает возможность приостановления банками операций клиентов или отказа в их проведении, а в некоторых случаях и блокирования (замораживания) их банковских счетов. Кроме того, клиенты часто сталкиваются с такими мерами, как ограничение использования системы «банк-клиент», а иногда и с отказом в обслуживании (в заключении договора банковского счета).

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Ограничения, о которых пойдет речь, могут быть применены банком в случае выявления «сомнительных операций» (их критерии устанавливаются Центральным банком РФ и Росфинмониторингом) либо «операций, подлежащих обязательному контролю» (их перечень установлен Законом № 115-ФЗ).

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • зачисление/перевод на счет денежных средств, предоставление/получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является резидент государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся через банк, зарегистрированный в таком государстве. В настоящее время к таким государствам относятся Иран и КНДР (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361);
  • зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации.

Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений – подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

Какие операции считаются «сомнительными»?

Сомнительные операции – это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей (см. Приложение к письму Банка России от 04.09.2013 № 172-Т).

Сомнительные операции» – чрезвычайно широкое понятие. Главным (обобщающим) признаком сомнительных операций является «необычный» характер сделки. В банковской практике существует около двухсот признаков необычных сделок.

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/otkaz-v-provedenii-operatsiy-rossiyskikh-bankov/

Сомнительные и подозрительные операции — что это?

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Обновлено 01.02.2018.

В последнее время в различных новостях часто встречаются такие термины, как «сомнительные и подозрительные операции», «антиотмывочный закон», «противодействие легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «финансирование терроризма» и т.д.

Кто-то может подумать, что его это не касается, поскольку никаких подозрительных операций он не совершал и совершать не планирует. Хотелось бы уточнить: а какие конкретно операции являются сомнительными, где список действий, которые нельзя совершать?

Ответ на этот вопрос прост: такого списка просто не существует, есть только некий набор рекомендаций и общих критериев. Причём подозрительными операциями могут оказаться и совсем  безобидные транзакции, например, покупка лекарств в аптеке или приобретение экипировки для активного отдыха.

Также могут вызвать подозрение ваши поведенческие характеристики, круг общения (правда, не совсем понятно, как банк будет это отслеживать, неужели по социальным сетям?).

Ещё, оказывается, есть список территорий с повышенной террористической активностью, где любые операции также попадают под пристальный контроль:

Бороться с «легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием терроризма», конечно, необходимо, но за пределы здравого смысла выходить тоже не стоит.

Очень неприятно остаться с заблокированной картой и отключенным интернет-банком, например, на курорте в Тунисе, Египте или Турции за покупку средства от простуды и за выложенную в соцсеть фотографию с каким-нибудь местным жителем.

Прежде всего, нужно понимать, что застраховаться от блокировки карты или отключения от ДБО невозможно, можно только сократить вероятность наступления этих событий. И всё благодаря закону 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Чтобы понять всю суть данного законопроекта, достаточно прочитать всего несколько статей.

Статья 7, пункт 1.1

Банк обязан запрашивать у вас сведения о происхождении средств. Причём не указывается, что является достаточным обоснованием, а что нет.

Статья 7, пункт 14

Клиенты обязаны предоставлять всю необходимую банкам информацию.

Статья 7, пункты 11 и 12

Банк может отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля.

Обратите внимание, что согласно 115-ФЗ в случае отказа в операции гражданско-правовая ответственность для банка не наступает. А вот в ст. 845 Гражданского Кодекса РФ говорится, что банк не вправе определять и контролировать использование денежных средств клиента:

Ещё в ГК РФ есть замечательная статья 3, которая утверждает, что нормы гражданского права, принятые в Федеральных законах не должны противоречить Кодексу:

Помимо права банка отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля, в 115-ФЗ есть отдельный список операций, которые подлежат обязательному контролю.

Подобные «сомнительные» операции перечислены в статье «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю».

Некоторые из пунктов действительно требуют особого контроля, например, проведение операций, где одним из субъектов является лицо, причастное к террористической деятельности. Однако в этот перечень попали и вполне обычные операции, которые совершают физические лица в повседневной жизни:

1 Любые операции, сумма которых превышает 600000 рублей:

2 Внесение на счёт юридического лица наличных денежных средств:

3 Покупка или продажа наличной иностранной валюты:

4 Обычный обмен банкнот также попадает в список операций, подлежащих обязательному контролю:

5 Любой выигрыш в лотерее или на тотализаторе:

6 Сделка с любым недвижимым имуществом на сумму больше 3 млн рублей (непонятно, зачем нужен данный пункт, если в 1 пункте говорится, что любые операции больше 600000 рублей попадают под обязательный контроль):

Стоит отметить, что количество сообщений в Финмониторинг от банков о наличии подозрительных операций за год увеличилось в 2 раза:

Действительно ли подозрительные операции участились, или просто в когорту подобных операций добавились ранее неподозрительные операции благодаря более тщательному мониторингу?

Помимо «подозрительных операций», есть ещё термин «сомнительные операции». О том, что конкретно понимает Банк России под этим термином, можно узнать из письма от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:

«Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Более или менее чёткий классификатор признаков, указывающий на «необычный характер» сделки можно посмотреть в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перечень довольно большой, предлагаю каждому ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы проникнуться всей сутью термина «сомнительные операции». Вот лишь некоторые интересные пункты из признаков, указывающих на необычность операций (которые могут послужить отказом в проведении операции или стать поводом для отключения от дистанционного банковского обслуживания):

1 Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (правда, непонятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):

2 Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:

3 Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования):

4 Необоснованная поспешность в проведении операции:

5 Несоответствие операций, совершаемых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций (что конкретно имеется в виду — непонятно):

6 Операции станут сомнительными, если вы долго не предоставляете подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию:

7 Если вы откажетесь от операции, которая вызывает подозрение у банка, и захотите закрыть счёт, то это тоже вызовет подозрение:

8 Обналичивание возвращенных на счет денежных средств:

9 Сомнительной является операция, совершенная через ДБО, если банк заподозрил, что её совершают третьи лица (даже близкие родственники):

10 Очень забавный пункт с кодом 1199 «Иные признаки»:

11 Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:

«Неожиданное» 🙂

12 Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):

13 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием или переводом:

14 Разбить крупную сумму операции (больше 600000 рублей) на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени:

15 Безналичное зачисление со своих счетов и последующее снятие также выглядит сомнительным:

16 Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причём на любые суммы:

17 Сомнительными операциями являются покупки лекарств, средств связи и продуктов длительного хранения:

В общем, как видите, практически любого клиента можно заподозрить в совершении «сомнительных операций». Нет чётких критериев, «регулярность» или «необычность» операций определяется самим банком.

Стоит отметить, что банки сами-то не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно вообще всех распугать. Однако банки вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации:

В последнее время на различных порталах появилось много отзывов клиентов, которым заблокировали карту, или отключили от ДБО, сославшись на «антиотмывочный» ФЗ-115.

Причём, судя по описаниям ситуаций, при которых произошли подобные отключения, отказывают в проведении различных операций, в основном, невыгодным банку клиентам (это сугубо моё личное мнение).

Вот список операций, за злоупотребление которыми банк может отключить вас от ДБО, отказать в проведении операции и запросить дополнительные документы:

1 Частые обналичивания в банкоматах.
Я имею в виду не то, что наличные — это, в принципе, плохо, с точки зрения «антиотмывочного закона». Просто любое снятие средств с карты даже в собственных банкоматах для банка стоит дополнительных денег, которые выплачиваются платежной системе (небесплатна для банка даже ваша операция запроса баланса по карте).

А уж если банк позволяет своим клиентам снимать деньги бесплатно в чужих банкоматах, он несёт довольно существенные дополнительные потери (банкам-партнёрам платится соответствующая комиссия).

2 Частые банковские переводы.
Банки, которые предлагают бесплатные банковские переводы, теряют на этом деньги. Банк России обрабатывает безналичные переводы совсем не бесплатно:

Причём плата за перевод фиксированная, поэтому большое количество переводов на небольшие суммы банку очень невыгодно.

3 Частое использование бесплатного сервиса C2C.
Речь идёт о банках, которые позволяют бесплатно пополнять свои дебетовые карточки с карт других банков.

Бесплатно «стягивать» деньги можно на карты «Европлана», «Ренессанс Кредита», «Русского ипотечного банка», «Рокетбанка», «Кукурузу», «Тинькофф Блэк».

Данная операция бесплатна для вас, но не для банка. Вот, например, сколько возьмет НСПК «Мир» за сервис card2card:

Теперь посчитайте, во сколько вы обходитесь банку, если просто используете выданную карту (довольно часто это бесплатно, хотя производство карты банку стоит денег) просто для удобного пополнения с помощью бесплатного сервиса С2С и последующего бесплатного межбанка в другие кредитные организации или снятия в банкоматах.

Формально вы ничего не нарушаете, вы следуете тарифам и условиям, которые составил сам банк. Заставить вас совершать реальные покупки по карте никто не может.

Тут банку на помощь и приходит 115 ФЗ: банк начинает запрашивать у вас документы, отключает от ДБО, отклоняет операции. Найти повод очень легко.

В итоге вы вынуждены перестать пользоваться услугами данного банка, а кредитная организация, мягко говоря, не сильно и переживает по этому поводу.

Повторюсь, это всего лишь моё мнение, с которым любой может не согласиться и поспорить. Однако, как мне кажется, лучше всё-таки иметь в виду данный список «невыгодных банку операций» и не сильно нагружать ими какую-либо одну кредитную организацию.

— Заведите себе несколько карточек, откройте счета в нескольких банках, которые предлагают бесплатный межбанк и сервис бесплатного пополнения С2С.

— Откройте расходно-пополняемые депозиты в этих банках.

— Хотя бы иногда совершайте реальные покупки по «нужным» вам картам.

— Старайтесь не делать банковских переводов на крупные суммы.

— Не снимайте наличность сразу, дайте деньгам немного «отлежаться» в банке, например, на расходно-пополняемом вкладе.

Пускай вы немного потеряете в потенциальном процентном доходе (по сравнению с ситуацией, если бы вы сразу переправили деньги из транзитного банка в нужное место), зато сэкономите нервы, избежав спора с банком по поводу экономического смысла вашей операции и происхождения ваших денег. Не мелочитесь, дайте банку тоже немного на вас заработать 🙂

— Не забывайте правильно заполнять платёжные поручения. В графе «Назначение платежа» креатив лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Если вы переводите деньги юридическому лицу, то постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.)

UPD: 01.02.2018
В последнее время идёт активное обсуждение статьи в «Коммерсанте» от 30.01.18 под громким заголовком «Подозрительных банковских клиентов смогут оставить без наличных». Портал banki.ru перепечатал эту новость под заголовком «Банки могут отказывать в выдаче вклада наличными при подозрении в легализации средств»:

Эксперты из статьи сошлись во мнении, что данное решение создает опасный прецедент, поскольку банки, испытывающие недостаток ликвидности, смогут удерживать средства добросовестных клиентов по надуманным основаниям.

Я, честно говоря, ничего особенного здесь не увидел. Клиент перевел со своего счета ИП в другом банке на свой счёт физлица в Сбербанке 56 млн рублей и на следующий же день решил получить их наличными. Вполне логично, что Сбер запросил документы, подтверждающие происхождение денежных средств. По результатам проверки банк предложил клиенту перевести деньги в банк-отправитель.

Источник: http://hranidengi.ru/somnitelnye-i-podozritelnye-operatsii/

Операции, подлежащие обязательному контролю

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Федеральным законом N 115-ФЗ определен ряд операций (сделок), подлежащих изучению Росфинмониторингом на предмет их возможной связи с легализацией или финансированием терроризма.

После вступления в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.

2018 в перечень операций, подлежащих обязательному контролю (далее также — ОПОК), включены не только операции, перечисленные в статье 6, но и «операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица» (пункт 1 статьи 7.5).

Чтобы отнести операцию к числу ОПОК, следует установить наличие у нее особых признаков и условий ее совершения.

Во-первых, операция должна быть совершена клиентом субъекта ПОД/ФТ, либо в интересах такого клиента.

Во-вторых, сумма, на которую совершается ОПОК, как правило, должна быть равна или превышать некое пороговое значение либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной данному пороговому значению.

Для разных ОПОК установлены разные пороговые значения:

  • 100 000 руб.;
  • 600 000 руб.;
  • 3 000 000 руб.;
  • 10 000 000 руб.;
  • 50 000 000 руб.

Однако, есть и операции, подлежащие обязательному контролю вне зависимости от суммы.

В-третьих, признаком обязательного контроля может являться состав участников операции, их правоспособность, связь с государствами из «черного списка» и т.д.

Какие именно операции подлежат контролю со стороны субъекта ПОД/ФТ?

Важно

Надзорные органы придерживаются мнения, что контролю подлежат любые операции клиента, а не только совершаемые им в рамках взаимоотношений с субъектом ПОД/ФТ.

Поэтому перечень всех предусмотренных законодательством операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть известен сотрудникам каждого субъекта ПОД/ФТ вне зависимости от сферы его деятельности.

Так, например, Росфинмониторинг указывал, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю» (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

По мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой в ПВК по ПОД/ФТ является, указание в программе выявления операций не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.

В качестве примера некорректного составления ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:

Банк России указывал, что «согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, …» (пункт 1 Информационного письма от 6 марта 2006 г.

N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»).

В качестве иллюстрации данного подхода Банк России указал на необходимость представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

ФСФР России в письме от 28.05.

2013, отвечая на запрос НП «Национальная лига управляющих», указывала, что «Федеральный закон № 115-ФЗ не разделяет обязанность уведомления уполномоченного органа по операциям, подлежащим обязательному контролю, в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация. осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом».

Исходя из вышеизложенного, в ответе ФСФР России отмечено, что в ПВК по ПОД/ФТ «целесообразно включать все операции, определенные в статье 6 указанного закона».

Источник: https://dogma58.com/operatsii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.