+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каков порядок применения административного задержания?

Содержание

Административное задержание основания порядок применения

Каков порядок применения административного задержания?

.

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

Сотрудники полиции.

Сотрудники таможни.

Сотрудники УИС.

Пограничники.

Должностные лица ВАИ.

Сотрудники вневедомственной охраны МВД.

Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник.

Административное задержание

Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

воспользоваться помощью защитника;

знать, почему его задержали;

давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;

совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;

нарушение таможенных правил;

применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

время составления;

данные о должностном лице, которое заполняет документ;

информация о гражданине;

данные об административном задержании;

причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

лицо застигнуто на месте правонарушения;

на личных вещах обнаружены следы преступления;

на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;

при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными , лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред.

Административное задержание: основания, порядок применения

Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в , установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 27.3 см. Постановление КС РФ от 16.06.2009 N 9-П.

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

(в ред.

Источник: https://u-bags.ru/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD/

Административный арест на сутки: особенности содержания, порядок

Каков порядок применения административного задержания?

С развитием технологий и общества, правонарушения тоже испытывают подъем. Большинство из преступлений попадает под юрисдикцию административного права.

Ответственность по данному нарушению будет менее строгой, чем по уголовному преступлению, тем не менее, административное нарушение также влечет за собой проблемы для нарушителя. Главным регулирующим органом по данному вопросу выступает МВД РФ.

Так, МВД вправе применять к правонарушителям такую меру наказания, как административный арест.

1. Определение административного ареста, основания для него. 2. Отличия административного ареста от задержания 3. Сроки административного ареста 4. Права подвергшихся административному аресту

Исходя из ст. 3/2 КоАП РФ, административным арестом считается мера наказания за противозаконное деяние, которая проявляется в ограничении личной свободы нарушителя и его фактическая изоляция. Такая мера наказания применяется только за тяжкие административные проступки.

Обратите внимание

Такой вид наказания может быть применен в исключительных ситуациях, если, принимая во внимание характер деяния и самого правонарушителя, нет более действенной меры для достижения восстановления правопорядка.

Т.к. административный арест является сложным правовым процессом, его регламентируют множество законодательных постановлений и актов. Среди них КоАП РФ, Постановления Правительства, а также ФЗ.

Применение административного ареста к правонарушителю возможно только по решению суда за наиболее серьезные нарушения соответственно КоАП РФ. К таким нарушениям можно отнести хулиганство, расстройство порядка в обществе, сопротивление полицейским сотрудникам и т.д.

Такой арест назначается судом, если прочие средства наказания не являются действенными. Например, штраф не является достаточным для восстановления правопорядка в обществе.

Наказуемым всегда должно являться совершеннолетние лицо, способное нести административную ответственность. Также, исходя из ст. 3/9 КоАП, запрещено подвергать административному аресту такие категории граждан:

  • женщины, дети которых не достигли 14 лет;
  • беременные;
  • несовершеннолетние дети;
  • люди с повышенными потребностями 1 и 2 групп;
  • сотрудники правоохранительных структур и органов МВД РФ.

Важный факт

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Суд может вынести решение о неприменении административного задержания даже к тем гражданам, которые не подходят под указанные категории. Однако здесь важны обстоятельства жизни нарушителя. Так, есть зарегистрированные дела, когда суд отменял наказания ввиду воспитания двух и более несовершеннолетних детей одним отцом.

Отличия административного ареста от задержания

Большинством граждан термины «административный арест» и «задержание» сводятся к одному смыслу, что является грубой ошибкой. Обе эти меры наказания имеют разный смысл под собой и ведут к различным правовым последствиям.

Так, административный арест проявляется в способе устранения причины правонарушения. А задержание — в обеспечении стандартного течения делопроизводства о конкретном нарушении спокойствия общества.

Зачастую административный арест выступает следствием задержания. В подобных ситуациях, в срок ареста включается период задержания, и общий период пребывания под стражей высчитывается с даты попадания гражданина в службу правоохранительных структур.

Сроки административного ареста

Любое ограничение личной свободы человека является прямым нарушением его конституционных прав. Именно поэтому сроки задержания необходимо быть четко установлены законодательством, а правоохранительные органы не имеют права задерживать гражданина дольше, чем это оговорено в КоАП.

Стандартным сроком заключения является пятнадцать суток. Однако законодатель предусматривает случаи, в которых административное задержание может быть продлено или изначально увеличено.

К таким случаям, например, относят террористические правонарушения. Если нарушитель причастен к заговору или осуществлению террористической операции.

Службы, обеспечивающие контртеррористические мероприятия, имеют право взять нарушителя под административный арест до 30 суток.

При этом все вопросы по данному делу (как взятие, так и освобождение преступника) решаются исключительно через судебную инстанцию.

Права подвергшихся административному аресту

В условиях, когда гражданин нарушил административный правопорядок, его дело должно рассматриваться судом в ту дату, по которой составлен протокол. Правонарушитель обязан присутствовать на судебном процессе.

Без его присутствия процесс не является действительным.

Если правонарушитель сознательно отказывается приходить в назначенный день в суд, то судья может постановить, что правонарушитель должен быть доставлен в судебные органы против его воли.

На слушании судье подается составленный протокол о совершенном преступлении. Все подобные процессы рассматриваются в тех инстанциях, которые закреплены за местом жительства правонарушителя.

Обратите внимание

Если нарушитель был задержан, то судебное рассмотрение его нарушения и необходимость административного ареста должно происходить не более, чем на протяжении 48 часов с момента задержания.

В ситуациях положительного и отрицательного решения суда по вопросу о применении к правонарушителю такого ареста, за гражданином сохраняются его права:

  • иметь необходимые для жизни условия (еду, кров, медицинскую помощь при надобности);
  • иметь защиту от правоохранительных сотрудников, если здоровью и/или жизни правонарушителя угрожает опасность;
  • использовать телефон, выданный государственным служащим, до 3-х минут в сутки;
  • иметь возможность спать 8 часов в сутки;
  • использовать по назначению свою одежду;
  • иметь нужные для полноценного досуга вещи (книги, газеты, кроссворды);
  • иметь возможность осуществлять религиозное таинство;
  • иметь право на получение необходимой одежды или обуви (соответственно стандартам законодательства), продукты питания;
  • использовать минимум один час в сутки на законно положенную нарушителю прогулку.

Исходя из рассмотренного, можно утверждать, что наличие множества прав и небольшие сроки ареста предусмотрены ввиду ограниченного круга нарушений КоАП. За более серьезные, в частности, уголовные нарушения порядка, наказание предусматривается значительно более строгое.

(180 голос., 4,33 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/administrativnyj-arest-sroki-poryadok-i-prochie-osobennosti/

Сроки административного задержания – какой должен быть максимальный

Каков порядок применения административного задержания?

Задержание в рамках административного права производится в отношении правонарушителей и представляет собой ограничение свободы на короткий срок.

Его продолжительность отражает КОАП РФ (кодекс об административных правонарушениях).

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Что представляет собой административное задержание

Это ограничение свободы на краткий период времени, который требуется для рассмотрения дела об административном нарушении с соблюдением правил. А также мера пресечения по отношению к правонарушителям.

Задержание осуществляется должностными лицами ведомств:

  • полиции;
  • охраной;
  • военнослужащими внутренних войск МВД;
  • ВАИ (военной автоинспекции);
  • пограничных и таможенных ведомств;
  • исправительных учреждений;
  • наркоконтроля;
  • противодействия терроризму;
  • приставами.

Приведенный перечень неполный.

Задержание по административному праву отличается от аналогичного действия в рамках УПК РФ, в отношении лиц и граждан, подозреваемых в преступных деяниях.

Ограничение свободы по КоАП не имеет последствий лишения свободы на более длительные сроки. Порядок действий по этим двум случаям также отличается.

С задержанного по КоАП берут объяснение, но не делают допрос, как подозреваемому.

Протокол, составляющийся при задержании, содержит данные о месте и времени его написания, указание должности составившего его сотрудника, фамилии и звания. В нем же указаны основания и сведения об уведомлении родственников.

В документе ставится подпись составившего его сотрудника, а также лица, задержанного за правонарушение, если тот не отказывается подписать.

Копии документа выдается задержанному и отсылается для составления реестра задержанных.

Прежде, чем отправить нарушителя в специальное помещение, уполномоченный сотрудник досматривает его вещи (таков административный регламент). Данные, полученные при осмотре, тоже заносятся в протокол.

Основания для административного задержания

Задержание имеет целью предотвратить нарушения со стороны правонарушителя, последствия от него и исключение уклонения от ответственности. Направлено на предотвращения действий против прав граждан.

В период ограничения свободы устанавливают личность нарушителя, составляют протокол. В конкретной обстановке выясняются подробности и обстоятельства нарушения. Решается вопрос о дальнейших мерах и оформляются соответствующие документы.

Это исключительна мера, осуществляющаяся в случаях, когда присутствует необходимость, связанная с рассмотрением дела и выполнением постановления.

Кроме совершенного нарушения, как правило, должны присутствовать основания полагать, что нарушитель продолжит наносить ущерб. В другом случае не имеется возможности составления протокола на месте, нет свидетелей, не установлена личность. Правонарушитель не платит штраф, не предоставляет данных о себе.

На общих основаниях данное административно-процессуальное действие происходит не более трех часов и отличается по срокам от специальных задержаний.

Срок административного задержания

Кратковременное задержание согласно статье 27.5 части 1 КоАП РФ должно продолжаться не более трех часов. Но по части 2 и 3 статьи 27.5 этот период увеличивается до 48 часов, не более. Это случаи посягательства на границы, зоны и территориальный порядок РФ, а также серьезные правонарушения, предусматривающие арест.

Период ограничения свободы считается от момента доставки нарушителя в пункт для задержания, служебное помещение ОВД или другого ведомства. Для нетрезвых этот срок отсчитывается от момента отрезвления.

На основании просьбы задержанного его родственники, адвокат и сослуживцы по месту работы уведомляются. Также для этих целей он может воспользоваться телефоном один раз, но не при любых обстоятельствах.

Если задержан несовершеннолетний, уведомляют родителей. В отношении военнослужащего уведомляют воинскую часть или комендатуру.

Также в ближайшее время после ограничения свободы данным лицам обязаны разъяснить их права.

Длительность пребывания в специальных помещениях в рамках КоАП регламентируется на тот срок, который нужен для установления личности, выяснения всех обстоятельств и проведения требуемых мероприятий.

Профилактическое (превентивное) задержание часто предусматривает и более продолжительные сроки. Например, за нарушение комендантского часа задерживают на трое суток.

Задержание по административному кодексу подчиняется статье 22 части 2 Конституции РФ, предписывающей запрет на ограничение свободы более 2 суток до соответствующего решения суда.

Случаи административного задержания

В ФЗ есть два вида задержания, которые классифицируются, как административные:

  1. Превентивное – имеющее целью предотвратить очередные деяния. В подобной ситуации задержанные помещаются в вытрезвитель, госпитализируются в стационар психиатрической больницы или центр изоляции несовершеннолетних. Данному виду могут подлежать лица, создающие угрозу безопасности на морских и речных судах. В некоторых странах такой вид используется, как мера политической репрессии и может быть бессрочным.
  2. Процессуальное задержание – это мера административного принуждения, предпринятая для осуществления нормального административного производства.

Существует ряд случаев, когда произвести административное задержание невозможно. Не подлежат задержанию иностранцы с дипломатической неприкосновенностью.

В отношении военнослужащих такие меры, как правило, тоже не осуществляются, кроме случаев нарушения общественного порядка в отсутствие военных должностных лиц. Не может быть задержан депутат, прокурор и следователь, кроме обстоятельств преступления, а также судья ни при каких обстоятельствах.

Заключение

Вышеизложенный порядок административного задержания описывает процессуальные действия при пресечении противоправных деяний в административном праве.

Перечень лиц, имеющих право задерживать, и другие нормы по задержанию точно не определены законодательством. Но предполагается, что ограничение свободы осуществляется в случаях невозможности пресечения проступка, проверки и оформления всех документов непосредственно на месте правонарушения.

Источник: https://prostopozvonite.com/strahovanie/sroki-administrativnogo-zaderzhaniya.html

Порядок применения административного задержания

Каков порядок применения административного задержания?

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Ремонт своими руками

Источник: https://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/poryadok-primeneniya-administrativnogo-zaderzhaniya.html

Порядок проведения административного задержания

Каков порядок применения административного задержания?

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание по решению суда.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию”.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник: https://policii.net/sovety/poryadok-provedeniya-administrativnogo-zaderzhaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.