+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие функции осуществляет служба медиации

Медиация в школе: положение, нормативные документы, организация службы школьной медиации

Какие функции осуществляет служба медиации

Школа — пространство, в котором взаимодействуют неравные группы людей. Они отличаются по возрасту, статусу, функциям. В образовательной среде конфликты постоянны.

Для решения спорных ситуаций и профилактики конфликтов в систему образования ввели процедуру медиации в школе и в детском саду. Медиация — новый подход в решении школьных проблем.

Ее внедрение требует пересмотреть способы воздействия на школьников и педагогов.

Определение медиации.

Понятие медиации

Процедура медиации — способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.

Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника — медиатора.

Выполняет функцию посредничества профессионал. В систему подготовки кадров внедрен курс повышения квалификации для специалистов, которые желают получить специальность посредника. 30 образовательных организаций в стране получили соответствующую лицензию.

Участники медиации.

Отличие системы медиации от иных способов урегулирования споров в том, что противоборствующие стороны самостоятельно ищут выход из своего конфликта, влияют на процесс поиска решения.

Посредник не навязывает им готового решения, не диктует правила, а лишь профессионально поддерживает участников, помогая им остановить конфликт. Таким образом, ответственность за решение лежит на спорщиках, что позволяет достичь компромисса.

Система медиации развита во всем мире. Учреждены Международные Союзы поддержки медиации. В России процедура медиации законодательно обеспечивается положениями ФЗ РФ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. с редакцией и дополнениями от 2013 г.

Созданы всероссийские провайдеры медиативных услуг, которые разрабатывают нормативно-правовые акты, следят за выполнением Кодекса медиатора, поддерживают службы медиации по стране.

Принципы медиации

Для качественного и эффективного взаимодействия медиаторов и участников спора придерживаются следующих принципов:

  1. Конфиденциальность.
    Информация, которую посредник получает в процессе работы, не разглашается без согласия сторон. Недопустимо сообщать третьим лицам о мнениях, признаниях, договоренностях, предложениях, высказанных в ходе процедуры. Исключение составляют сведения, которые представляют угрозу для окружающих или для безопасности самих спорщиков.
  2. Добровольность.
    Стороны конфликта должны дать добровольное письменное согласие на проведение процедуры медиации. Недопустимо заставлять их участвовать в процессе. Без добровольности не будет эффективного диалога, который приводит к компромиссу.
  3. Сотрудничество.
    Спорщики стремятся достигнуть единой общей цели: решить возникшие разногласия с минимальными потерями для всех. Они не противоборствуют, а объединяются для достижения цели.
  4. Равноправие сторон.
    Каждый участник конфликта занимает равную позицию в процессе поиска решений, даже если в споре участвуют люди неравного статуса и возраста.
  5. Беспристрастность.
    Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, они обладают равными правами и обязанностями.

    Этапы медиации.

  6. Независимость медиатора.
    Посредник — человек, который не занимает ничью сторону, не имеет личных мотивов для участия в медиации, непредвзято оценивает ситуацию.
  7. Взаимоуважение.
    Споры решаются без обвинений и осуждения сторон.
  8. Прозрачность.
    Механизмы и принципы осуществления процедуры медиации открыты и понятны для всех участников, необходимая документация логична и структурирована. Медиатор искренен и объясняет каждый свой шаг в ходе процедуры.
  9. Ответственность.
    Посредник отвечает за вред и ущерб, который принес участникам своими действиями.

Сфера применения

Медиация применяется во всех сферах жизни, где речь идет о человеческих взаимоотношениях: от бытовых ситуаций до решения корпоративных проблем, в том числе:

  • профессиональные отношения между руководством и сотрудниками;
  • деловые отношения с партнерами;
  • отношения между участниками образовательного процесса в ОУ, ДОУ и профессиональных учебных заведениях;
  • гражданские отношения;
  • отношения между участниками судебного разбирательства.

Сложность медиации в школе.

Медиаторы

Медиатор — человек, который выполняет посреднические функции в процедуре медиации. Выполнять медиативные услуги может обученный специалист и непрофессионал.

Требования к человеку, который выполняет медиацию на непрофессиональной основе:

  • быть совершеннолетним;
  • обладать полной дееспособностью;
  • не иметь судимости.

Требования к профессионалу:

  • возраст от 25 лет;
  • высшее образование;
  • прошел переподготовку кадров.

В судебных разбирательствах участвуют только профессиональные посредники.

Медиатор не имеет права:

  • быть госслужащим;
  • представлять одну из сторон, являться чьим-либо родственником;
  • оказывать психологические, юридические услуги;
  • разглашать информацию без согласия членов процесса.

В процессе может участвовать один или несколько медиаторов. Провайдеры вправе рекомендовать кандидатуру своего представителя.

Специфика школьной медиации

Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса.

Такими участниками являются:

  • руководители образовательного учреждения;
  • педагоги;
  • родители и члены семьи учеников;
  • учащиеся.

Для организации медиативной службы не требуется вводить дополнительные должности в штат. Пройти программу подготовки могут учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми.

Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети. Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к.

видят проблему изнутри и понимают своих сверстников.

Позиция «на равных» позволяет детям повысить ответственность за образовательный процесс, социализацию в школе, развить эмоциональный интеллект.

Педагогический состав принимает права медиаторов-учеников, не давит на них авторитетом и статусом, относится ко школьникам как к партнерам.

Организация службы школьной медиации

Принципы медиации.

Чтобы внедрить медиативную систему в образование, следует понимать, что медиация — инновационный процесс решения споров, альтернативы которому нет.

Поэтому нужна качественная подготовка специалистов, которая занимает от 24 до 200 часов.

Медиация — не психологическая или юридическая консультационная помощь, школьные психологи или юристы не могут без переподготовки быть медиаторами.

Кроме проблемы переобучения, возникает вопрос с правовой базой. Для этого на помощь руководству ОУ или ДОО приходят провайдеры медиативных услуг.

Возникают трудности и с педагогическим коллективом. Педагоги наработали собственный опыт решения проблем, они привыкли решать споры, акцентируя внимание на авторитете и статусе. Переломить сознание опытных учителей сложно. В дошкольной образовательной организации возникают сложности, которые связаны с возрастом воспитанников.

Цели и задачи

Цель формирования службы — создание благоприятных условий для решения конфликтов без вреда для участников образовательного процесса, повышение безопасности школьной среды, применение здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Повышение социальной компетентности субъектов процесса обучения.
  2. Создание новой формы примирительной практики.
  3. Формирование доверительной обстановки в условиях школы.
  4. Определение этических норм во взаимоотношениях.
  5. Создание пространства для эффективного диалога.

Правовая основа в образовательных организациях

Документы для создания школьной службы медиации:

  • методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
  • письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
  • постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.

Преимущества медиации.

Основные этапы организации

  1. Этап становления.
    Наиболее сложный период для формирования новой системы. На этом этапе разрабатываются нормативные документы, положения, кодексы. Отбираются кандидатуры посредников, формируется их состав.

    На первом этапе возникают трудности с подбором специалистов, отсутствует опыт, высока вероятность ошибок, необходимо создавать новую правовую базу.

  2. Этап интеграции. Введение службы в процесс обучения и воспитания. Разработанные положения реализовываются на практике.

    Возникают трудности в работе с педагогическим коллективом, который привык решать конфликты иными путями.

    Сложно разграничивать деятельность школьного психолога, завуча по воспитательной работе и службы медиации.

    Школьникам также трудно адаптироваться к новым возможностям, не все готовы сообщать информацию о конфликтах. На данном этапе выявляются наиболее эффективные методы службы.

  3. Этап поддержания эффективной деятельности.
    Положительный опыт позволяет специалистам урегулировать спорные ситуации с пользой для сторон. На этом этапе специалисты набираются уверенности, ошибок становится меньше.

Типовые документы

  1. Приказ «О создании службы школьной медиации».
  2. Положение о службе в школе. Описываются принципы работы, определяется состав посредников.
  3. План работы службы.

    В нем указываются цели и задачи службы, проставляются отметки об их выполнении.

  4. Образец соглашения на проведение процедуры. Заключается в письменном виде.

    В нем перечисляются сведения о споре, участниках, личности посредника, условия и сроки примирения.

Документация вывешивается на стенды в открытом доступе.

Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/mediatsiya-v-shkole-polozhenie-normativnye-dokumenty-organizatsiya-sluzhby-shkolnoj-mediatsii.html

Понятие и суть медиации. Школьная медиация

Какие функции осуществляет служба медиации

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.

В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества.

Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе.

За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
  • использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
  • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Понятия медиации

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Источник: https://parent-portal.ru/2018/01/28/ponyatie-i-sut-mediatsii-shkolnaya-mediatsiya/

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.