Какие функции осуществляет служба медиации
Медиация в школе: положение, нормативные документы, организация службы школьной медиации
Школа — пространство, в котором взаимодействуют неравные группы людей. Они отличаются по возрасту, статусу, функциям. В образовательной среде конфликты постоянны.
Для решения спорных ситуаций и профилактики конфликтов в систему образования ввели процедуру медиации в школе и в детском саду. Медиация — новый подход в решении школьных проблем.
Ее внедрение требует пересмотреть способы воздействия на школьников и педагогов.
Определение медиации.
Понятие медиации
Процедура медиации — способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника — медиатора.
Выполняет функцию посредничества профессионал. В систему подготовки кадров внедрен курс повышения квалификации для специалистов, которые желают получить специальность посредника. 30 образовательных организаций в стране получили соответствующую лицензию.
Участники медиации.
Отличие системы медиации от иных способов урегулирования споров в том, что противоборствующие стороны самостоятельно ищут выход из своего конфликта, влияют на процесс поиска решения.
Посредник не навязывает им готового решения, не диктует правила, а лишь профессионально поддерживает участников, помогая им остановить конфликт. Таким образом, ответственность за решение лежит на спорщиках, что позволяет достичь компромисса.Система медиации развита во всем мире. Учреждены Международные Союзы поддержки медиации. В России процедура медиации законодательно обеспечивается положениями ФЗ РФ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» от 27.07.2010 г. с редакцией и дополнениями от 2013 г.
Созданы всероссийские провайдеры медиативных услуг, которые разрабатывают нормативно-правовые акты, следят за выполнением Кодекса медиатора, поддерживают службы медиации по стране.
Принципы медиации
Для качественного и эффективного взаимодействия медиаторов и участников спора придерживаются следующих принципов:
- Конфиденциальность.
Информация, которую посредник получает в процессе работы, не разглашается без согласия сторон. Недопустимо сообщать третьим лицам о мнениях, признаниях, договоренностях, предложениях, высказанных в ходе процедуры. Исключение составляют сведения, которые представляют угрозу для окружающих или для безопасности самих спорщиков. - Добровольность.
Стороны конфликта должны дать добровольное письменное согласие на проведение процедуры медиации. Недопустимо заставлять их участвовать в процессе. Без добровольности не будет эффективного диалога, который приводит к компромиссу. - Сотрудничество.
Спорщики стремятся достигнуть единой общей цели: решить возникшие разногласия с минимальными потерями для всех. Они не противоборствуют, а объединяются для достижения цели. - Равноправие сторон.
Каждый участник конфликта занимает равную позицию в процессе поиска решений, даже если в споре участвуют люди неравного статуса и возраста. - Беспристрастность.
Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования, они обладают равными правами и обязанностями.Этапы медиации.
- Независимость медиатора.
Посредник — человек, который не занимает ничью сторону, не имеет личных мотивов для участия в медиации, непредвзято оценивает ситуацию. - Взаимоуважение.
Споры решаются без обвинений и осуждения сторон. - Прозрачность.
Механизмы и принципы осуществления процедуры медиации открыты и понятны для всех участников, необходимая документация логична и структурирована. Медиатор искренен и объясняет каждый свой шаг в ходе процедуры. - Ответственность.
Посредник отвечает за вред и ущерб, который принес участникам своими действиями.
Сфера применения
Медиация применяется во всех сферах жизни, где речь идет о человеческих взаимоотношениях: от бытовых ситуаций до решения корпоративных проблем, в том числе:
- профессиональные отношения между руководством и сотрудниками;
- деловые отношения с партнерами;
- отношения между участниками образовательного процесса в ОУ, ДОУ и профессиональных учебных заведениях;
- гражданские отношения;
- отношения между участниками судебного разбирательства.
Сложность медиации в школе.
Медиаторы
Медиатор — человек, который выполняет посреднические функции в процедуре медиации. Выполнять медиативные услуги может обученный специалист и непрофессионал.
Требования к человеку, который выполняет медиацию на непрофессиональной основе:
- быть совершеннолетним;
- обладать полной дееспособностью;
- не иметь судимости.
Требования к профессионалу:
- возраст от 25 лет;
- высшее образование;
- прошел переподготовку кадров.
В судебных разбирательствах участвуют только профессиональные посредники.
Медиатор не имеет права:
- быть госслужащим;
- представлять одну из сторон, являться чьим-либо родственником;
- оказывать психологические, юридические услуги;
- разглашать информацию без согласия членов процесса.
В процессе может участвовать один или несколько медиаторов. Провайдеры вправе рекомендовать кандидатуру своего представителя.
Специфика школьной медиации
Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса.
Такими участниками являются:
- руководители образовательного учреждения;
- педагоги;
- родители и члены семьи учеников;
- учащиеся.
Для организации медиативной службы не требуется вводить дополнительные должности в штат. Пройти программу подготовки могут учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми.
Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети. Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к.
видят проблему изнутри и понимают своих сверстников.
Позиция «на равных» позволяет детям повысить ответственность за образовательный процесс, социализацию в школе, развить эмоциональный интеллект.
Педагогический состав принимает права медиаторов-учеников, не давит на них авторитетом и статусом, относится ко школьникам как к партнерам.
Организация службы школьной медиации
Принципы медиации.
Чтобы внедрить медиативную систему в образование, следует понимать, что медиация — инновационный процесс решения споров, альтернативы которому нет.
Поэтому нужна качественная подготовка специалистов, которая занимает от 24 до 200 часов.
Медиация — не психологическая или юридическая консультационная помощь, школьные психологи или юристы не могут без переподготовки быть медиаторами.
Кроме проблемы переобучения, возникает вопрос с правовой базой. Для этого на помощь руководству ОУ или ДОО приходят провайдеры медиативных услуг.Возникают трудности и с педагогическим коллективом. Педагоги наработали собственный опыт решения проблем, они привыкли решать споры, акцентируя внимание на авторитете и статусе. Переломить сознание опытных учителей сложно. В дошкольной образовательной организации возникают сложности, которые связаны с возрастом воспитанников.
Цели и задачи
Цель формирования службы — создание благоприятных условий для решения конфликтов без вреда для участников образовательного процесса, повышение безопасности школьной среды, применение здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Повышение социальной компетентности субъектов процесса обучения.
- Создание новой формы примирительной практики.
- Формирование доверительной обстановки в условиях школы.
- Определение этических норм во взаимоотношениях.
- Создание пространства для эффективного диалога.
Правовая основа в образовательных организациях
Документы для создания школьной службы медиации:
- методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
- письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
- постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.
Преимущества медиации.
Основные этапы организации
- Этап становления.
Наиболее сложный период для формирования новой системы. На этом этапе разрабатываются нормативные документы, положения, кодексы. Отбираются кандидатуры посредников, формируется их состав.На первом этапе возникают трудности с подбором специалистов, отсутствует опыт, высока вероятность ошибок, необходимо создавать новую правовую базу.
- Этап интеграции. Введение службы в процесс обучения и воспитания. Разработанные положения реализовываются на практике.
Возникают трудности в работе с педагогическим коллективом, который привык решать конфликты иными путями.
Сложно разграничивать деятельность школьного психолога, завуча по воспитательной работе и службы медиации.
Школьникам также трудно адаптироваться к новым возможностям, не все готовы сообщать информацию о конфликтах. На данном этапе выявляются наиболее эффективные методы службы.
- Этап поддержания эффективной деятельности.
Положительный опыт позволяет специалистам урегулировать спорные ситуации с пользой для сторон. На этом этапе специалисты набираются уверенности, ошибок становится меньше.
Типовые документы
- Приказ «О создании службы школьной медиации».
- Положение о службе в школе. Описываются принципы работы, определяется состав посредников.
- План работы службы.
В нем указываются цели и задачи службы, проставляются отметки об их выполнении.
- Образец соглашения на проведение процедуры. Заключается в письменном виде.
В нем перечисляются сведения о споре, участниках, личности посредника, условия и сроки примирения.
Документация вывешивается на стенды в открытом доступе.
Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/mediatsiya-v-shkole-polozhenie-normativnye-dokumenty-organizatsiya-sluzhby-shkolnoj-mediatsii.html
Понятие и суть медиации. Школьная медиация
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
- добровольность,
- конфиденциальность,
- взаимоуважение,
- равноправие сторон,
- нейтральность и беспристрастность медиатора,
- прозрачность процедуры.
Области применения медиации
- Меж- и внутрикорпоративные споры;
- Споры в банковской и страховой сфере;
- Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
- Конфликты на работе;
- Семейные споры;
- Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
- Медиация в образовании;
- Межкультурные конфликты, и многое другое.
Школьная медиация (или медиация в школе)
Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.
В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества.
Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе.
За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.
Что представляет собой служба школьной медиации?
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Понятия медиации
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Кто такой медиатор?
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Источник: https://parent-portal.ru/2018/01/28/ponyatie-i-sut-mediatsii-shkolnaya-mediatsiya/