+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностная инструкция классного руководителя

Требования к должностной инструкции классного руководителя. Права и обязанности согласно ДИ

Должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя – это локальный распорядительный акт, разрабатываемый образовательным учреждением и регламентирующий права и обязанности специалиста.

Требования к документу содержит Приказ Министерства образования и науки РФ №21 от 03.02.

2006 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками».

С принятием федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения должностные обязанности классного руководителя получили уточнения, которые необходимо учесть при разработке инструкций.

Изменения относятся, в первую очередь, к коммуникативным навыкам педагога и к формату выстраивания отношений с подопечными. Как правильно оформить должностную инструкцию и на что обратить особое внимание подробно рассмотрено в нашем руководстве.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Профстандарт

Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:

  • педагогов;
  • воспитателей;
  • вожатых.

Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.

Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:

  • образованию;
  • квалификации;
  • стажу работы.

Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:

  • индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
  • понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
  • умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
  • эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
  • соблюдение педагогической этики.

По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.

Кто должен разрабатывать ДИ?

Должностную инструкцию разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации. Иногда эту функцию выполняют муниципальные отделы образования. Документ носит обязательный характер и является приложением к трудовому договору.

Правила оформления ДИ в 2020 в соответствии с ФГОС

Для достижения единообразия в документах все должностные инструкции желательно разрабатывать в едином ключе. При составлении должностной инструкции руководитель школы опирается на учредительные документы, образовательные стандарты, «Методические рекомендации» Министерства образования и науки, утвержденные Приказом №21 от 03.02.2006г.

В данном разделе отражают квалификационные требования к должности классного руководителя, правила назначения и подчиненность.

При разработке ДИ в части профессионального образования и стажа работы принимают во внимание профстандарт педагога. В документе указывают, что наделение педагога функциями классного руководителя возможно только с его письменного согласия.

Обязанности

Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.

В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
  • пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
  • помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
  • воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
  • организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
  • вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
  • гуманизация отношений между участниками детского коллектива.

Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.

Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Обязанности классного руководителя можно поделить на:

  1. Организационно-координирующие:
    • обеспечение коммуникации между школой и семьей;
    • оказание помощи родителям в воспитании детей;
    • организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
    • проведение воспитательных мероприятий;
    • ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
  2. Коммуникативные:
    • установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
    • регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
    • создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
    • помощь детям с проблемами в общении.
  3. Аналитико-прогностические:
    • изучение личностных особенностей детей;
    • анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
  4. Контрольные:
    • учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
    • учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.

Важно! С учетом конкретной ситуации в образовательной организации список обязанностей классного руководителя дополняют или сокращают.

К основным правам классного руководителя относятся:

  • получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
  • контроль успеваемости;
  • работа с родителями (законными представителями);
  • методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
  • поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
  • защита чести и достоинства.

Ответственность

Во время образовательного процесса классный руководитель несет ответственность:

  • за сохранение жизни и здоровья учащихся;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией;
  • нарушение правил безопасности;
  • нарушение норм воспитания и профессиональной этики;
  • несоблюдение психолого-педагогических рекомендаций по воспитательному воздействию и нормам коммуникации.

От того, насколько ответственно руководитель школы подошел к составлению должностной инструкции, зависит деятельность не только каждого классного руководителя, но и образовательной организации в целом.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва
+7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Источник: https://pravovoi.center/trudovoe-pravo/dolzhnostnaya-instruktsiya/uchitelya/klassnogo-rukovoditelya.html

Должностная инструкция классного руководителя – образец 2020 года и как ее составить, права и обязанности

Должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя в соответствии с ФГОС (по новому закону) является важнейшим для работы документом, ведь эта должность предполагает постоянный контакт с детьми, а значит, требует от работника большой ответственности.

Чтобы сотрудник правильно понимал свои трудовые функции, подходить к составлению документа необходимо с особой внимательностью.

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции необходимо обозначить основные требования к кандидатам на должность и основные условия работы. Детально прописывать условия труда в данном документе не нужно, так как они уже указаны в трудовом договоре.

На должность классного руководителя назначают одного из школьных учителей по приказу директора школы. При этом произойти такое назначение может только с согласия сотрудника.

Непосредственным руководителем данного работника является вышестоящее должностное лицо — заместитель директора по воспитательной работе.

Список основных документов, знание которых необходимо для работы на данной должности, включает в себя:

  • Конституцию РФ;
  • инструкцию по охране труда;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • устав школы;
  • действующую должностную инструкцию;
  • приказы и распоряжения руководства.

Должностные обязанности: на что имеет право классный руководитель и его ответственность

Во второй части должностной инструкции следует указать должностные обязанности классного руководителя. Крайне важно прописать каждую из задач на данной должности, чтобы сотрудник четко знал свои трудовые функции и качественно их выполнял.

В основные обязанности работника входит:

  • установление и поддержание контакта с семьями своих учеников;
  • взаимодействие с учителями других предметов;
  • проведение отдельных часов занятий дополнительного образования;
  • учет и развитие дополнительной обучающей деятельности;
  • индивидуальное общение с каждым из подопечных и взаимодействие со всем классом в целом;
  • ведение необходимых документов: классного журнала, личных дел учащихся, дневников, планов работы, планов внеклассных уроков;
  • выяснение причин и устранение конфликтов между учениками;
  • выстраивание дружелюбных отношений с каждым учащимся;
  • предоставление помощи в учебе каждому из своих подопечных;
  • изучение динамики поведения и развития детей;
  • определение перспектив развития класса в целом и каждого ученика в частности;
  • планирование работы с учащимися на четверть, полугодие и год вперед;
  • предоставление безопасных условий обучения своему классу;
  • проведение профилактических бесед на темы: правила безопасности, правила дорожного движения, поведения в экстренных ситуациях;
  • составление отчета о всех проведенных мероприятиях;
  • создание мотивации к обучению и развитию индивидуальных качеств ребенка;
  • ведение статистики успеваемости;
  • соблюдение прав на свободу любого учащегося;
  • создание условий для полноценного обучения;
  • создание комфортных условий существования в стенах школы;
  • пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, творческого и духовного развития;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • объединение учащихся с помощью проведения соревнований, викторин, конкурсов;
  • проведение профилактических бесед с родителями;
  • способствование развитию коммуникационных навыков;
  • изучение личностных характеристик каждого ученика;
  • предоставление письменного отчета непосредственному руководителю в конце каждой учебной четверти;
  • введение внутренней документации класса;
  • работа в педагогическом совете;
  • контроль посещения учениками занятий, общешкольных мероприятий, внешкольных мероприятий (выезд с классом);
  • повышение квалификации;
  • организация внутреннего дежурства среди детей;
  • соблюдение этических норм.

Должностная инструкция классного руководителя имеет довольно большой список обязанностей. Это связано с тем, что на данном педагоге лежит ответственность за каждого своего ученика, а неисполнение трудовых функций может привести к несчастным случаям, прогулам и нарушению психологического здоровья учащихся.

Так как педагог несет ответственность за своих подопечных, он вправе обладать сведениями об их психологическом и физическом здоровье, образе жизни и семейной атмосфере. Также в права классного руководителя входит:

  • поддержание контакта с родителями учеников;
  • обращение в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • установление надбавки к окладу за сверхурочную работу;
  • прохождение дополнительных образовательных систем по повышению квалификации;
  • требование поддержки в работе с детьми со стороны вышестоящих должностных лиц.

В качестве отдельного раздела должностной инструкции прописывается ответственность сотрудника, в том числе за:

  • жизнь и здоровье подопечных;
  • исполнение должностных обязанностей;
  • исполнение приказов и распоряжений директора.

Должностной инструкции

Скачать пример должностной инструкции классного руководителя вы можете здесь: https://yadi.sk/i/Yv5gk-J43TtR4z

Инструкции по охране труда

Образец инструкции по охране труда в школе для классного руководителя располагается по следующему адресу: https://yadi.sk/i/NHEeEXLu3TtREa

Таким образом, должностная инструкция особенно важна в сфере педагогики, так как корректно составленный документ значительно повышает качество работы преподавателя и понижает возможность возникновения ЧП в детском коллективе.

Источник: https://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/klassnogo-rukovoditelya.html

Должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать

должностную инструкцию] [число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

– педагогику, психологию, возрастную физиологию;

– школьную гигиену;

– методику преподавания предмета;

– программы и учебники по преподаваемому предмету;

– методику воспитательной работы;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– основы научной организации труда;

– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

– методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

– особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет “личные дела” обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание “трудным” детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-klassnogo-rukovoditelya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.