+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Административная ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения в 2019 году: признаки, виды, порядок привлечения | Земельный эксперт

Административная ответственность за земельные правонарушения

В законодательных актах РФ закреплены нормы, согласно которым при совершении землепользователями или иными лицами правонарушений в сфере эксплуатации и охраны земель, в отношении указанных лиц применяются различные меры ответственности. В настоящее время отечественное законодательство выделяет следующие виды ответственности за земельные правонарушения:

  • административная;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • уголовная.

Административная и уголовная ответственность выделяется в ст. 74 ЗК РФ, но подробно раскрывается в соответствующих нормативных актах.

Каждое земельное правонарушение содержит 3 основных элемента:

  • объект нарушения;
  • участники деяния;
  • специфика дела.

В зависимости от совокупности указанных факторов, определяется и мера ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения

Такой тип ответственности наиболее распространен в сфере эксплуатации земельных участков, так как применяется к правонарушениям, не отличающимся значительной степенью тяжести.

Административная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена КоАП РФ.

Кодекс выделяет следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафные санкции;
  • арест на определенное количество суток, в зависимости от тяжести деяния;
  • лишение специального права;
  • дисквалификация и другие санкции.

Предупреждение выражается в виде официального порицания действий гражданина или организации и выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Юридическое лицо считается виновным лишь тогда, когда у него имелись полномочия для исполнения норм и правил закона, но никаких мер им принято не было.

Конкретные составы административных правонарушений закреплены в статьях 7.1, 7.2, 7.9, 7.10, 7.14, 7.16, 8.3 — 8.8, 8.12, 8.13, 10.9, 10.10, 11.21, 14.35, 19.4, 19.5, 19.9 КоАП РФ. Указанные нормы можно структурировать на следующие виды административных правонарушений в области земельных отношений:

  1. Нарушения экономического характера, то есть деяния, связанные с захватом надела, несвоевременным возвратом территорий, нарушением землеустроительных проектов.
  2. Экологические правонарушения. Выделяются порча, деградация почвы, осуществление агротехнических процедур, негативно влияющих на состояние земельного участка, неисполнение противоэрозионных мероприятий.
  3. Противоправные деяния, связанные с землепользованием, в частности, самовольное устройство бытовых построек, потрава посевов, вредительство.
  4. Нарушения правил эксплуатации территорий – отсутствие мер по борьбе с сорными растениями, нарушение правил благоустройства и содержания площадей.
  5. Нарушения должностными лицами своих обязанностей – нарушение административных регламентов, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение кадастровых процедур.

В рамках земельно-правовых отношений административная ответственность может быть наложена как на физических лиц, так и на организации, муниципальные и государственные ведомства. Особенностью данного вида ответственности является то, что за каждое правонарушение предусмотрено только одно административное наказание (из числа основных).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

В том случае, когда признаки противоправного деяния показывают, что оно является крайне опасным для общества и окружающей среды, наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения, то есть, можно сказать, что совершенный поступок считается преступлением.

В такой ситуации субъектами преступления являются только граждане, в том числе должностные лица. Все преступления, связанные с землепользованием можно разделить на следующие виды:

  • специальные, то есть объектами выступают исключительно правоотношения в рамках землепользования;
  • общие, где объектами становятся уже земельные и общественные отношения.

К уголовным преступлениям можно отнести следующие категории дел:

  1. Экологические — в рамках таких деяний выполняется посягательство на земельные территории, как элемент экосистемы. В группу включено такое преступление, как порча земли (ст. 254 УК РФ)
  2. Экономические — предполагают получение прав на надел незаконным путем, например, при помощи регистрации незаконных сделок (ст. 170 УК РФ).

Порядок привлечения к ответственности за земельные правонарушения

Для административных правонарушений порядок привлечения к ответственности отличается следующими этапами:

  1. В результате мониторинга земель или по заявлению пострадавшего лица, выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется официальный протокол и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган.
  3. В течение 15 дней производится рассмотрение частного случая и принимается решение.
  4. После этого комиссия составляет распоряжение о назначении административного наказания, и дело передается в суд.
  5. Суд принимает решение о мере наказания и передает на исполнение приставам.
  6. Виновник уведомляется в трехдневный срок.

С уголовным наказанием все обстоит несколько иначе, потому что рассмотрение дела происходит не в администрации, а уже в полиции. После окончательного выяснения состава преступления и получения пояснений у виновного лица, дело также передается в суд и наказание уже назначается согласно Уголовному кодексу РФ.

Пример по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Фермер Иванов посадил пшеницу на своем участке, ухаживал за посевами и ждал урожай. Через некоторое время мужчина посетил свое поле и обнаружил, что пшеница частично испорчена.

Иванов решил, что виноваты в этом птицы или животные и решил караулить свои посевы. Через некоторое время он увидел человека, который подъехал к полю и стал топтать злаки. В дальнейшем, выяснилось, что это обычный хулиган. Фермер поймал мужчину и отвел его в полицию.

После того как его опросили и выпустили, было назначено судебное заседание, в рамках которого преступнику назначили административное наказание в виде ареста на 15 суток и штрафа для возмещения причиненного ущерба.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. К мерам за противоправный поступок в рамках эксплуатации земельных территорий, относится уголовная и административная ответственность.
  2. Административная мера наказания предусмотрена для различных проступков, в результате которых земле и ее владельцам был нанесен существенный ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это также мера наказания, но предусмотренная за деяния, представляющие особую опасность для человека и природы, то есть за преступления.
  4. Порядок назначения наказания для разных видов нарушения закреплен законодательно и имеет некоторые различия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения

Вопрос: Здравствуйте, мой сосед постоянно моет свою машину рядом с моим земельным участком и вся грязь, бензин и другие вредные вещества текут ко мне, потому что моя площадь расположена ниже.

Я уже неоднократно предлагал ему решить проблему мирным путем, однако, никакого результата не достиг. Подскажите, могу ли я решить ее иным способом и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте. Согласно ст. 74 ЗК РФ, действия вашего соседа могут быть квалифицированы, как административное нарушение. Опасности для вашей жизни его действия не представляют, однако наносят существенный вред земельному участку. Соответственно и наказание должно быть именно административным.

Указанное вами нарушение входит в группу экологических.

В таком случае решение возможно лишь одно – обращение с жалобой в администрацию вашего региона. Ваша жалоба будет рассматриваться в течение 15 дней и при обнаружении состава правонарушения, а также выяснений всех обстоятельств дела, перейдет в суд.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

10. Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административнаяответственность налагается за совершенныеадминистративные проступки, указанныев КоАПи законах субъектов РФ.

В отличие отдисциплинарного, административныйпроступок является деянием как связаннымс выполнением должностных функций илитрудовых обязанностей, так и не связаннымс ними.

Кроме того, за административноеправонарушение виновные лица привлекаютсяк ответственности не в порядкеподчиненности, а специально уполномоченнымигосударственными органами, т.е. органамиРосземкадастра, охраны природы, Минздрава,Госстроя России и др.

Существеннаяособенность административнойответственности заключается в том, чтоона может выражаться, как правило, ввиде штрафа. За дисциплинарные жепроступки штраф налагать запрещается.Штраф часто применяется на практикекак мера воздействия на нарушителейземельного законодательства.

Административнойответственности подлежит лицо, достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста шестнадцатилет.

С учетом конкретных обстоятельствдела и данных о лице, совершившемадминистративное правонарушение ввозрасте от шестнадцати до восемнадцатилет, комиссией по делам несовершеннолетнихи защите их прав это лицо может бытьосвобождено от административнойответственности с применением к немумеры воздействия на несовершеннолетних.

Должностныелица, совершившие земельное правонарушение,путем использования своего служебногоположения подвергаются более строгомунаказанию.

Применениемер административной ответственностивозложено на суды общей юрисдикции, прирассмотрении ими дел, возникающих изадминистративных правонарушений, атакже специально уполномоченныегосударственные органы, осуществляющиеуправление и контроль в сфере пользованияземлей и охраны окружающей среды –Министерство природных ресурсов,Минсельхоз и другие.

Возможно,также совмещение взысканий, то естьназначение административного штрафас конфискацией предмета совершенияправонарушения.

Главой7 КоАПпредусмотрены административныеправонарушения в области охранысобственности, среди них к правонарушениям,касающимся земельных правоотношенийможно отнести составы, предусмотренныест. 7.4, 7.8, 7.9, 7.10, 7.16.

Вгл. 8 КоАПпредусматривается административнаяответственность за правонарушения вобласти охраны окружающей среды иприродопользования, составы касающиесяземельных отношений предусмотрены ст.8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.30.

Главой10 КоАПпредусмотрены административныеправонарушения в сельском хозяйстве,ветеринарии и мелиорации земель (ст.10.9, 10.10).

11. Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

Изъятиеземельных участков для государственныхили муниципальных нужд осуществляетсятолько висключительных случаях:

  • при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);
  • при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.
  • при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

Ктаким объектам относятся (переченьисчерпывающий):

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • атомные объекты;
  • объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;
  • федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • объекты космической деятельности;
  • линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Собственникземельного участка должен быть непозднее чем за год допредстоящего изъятия земельного участкаписьменно уведомленобэтом органом, принявшим решение обизъятии.

Выкуп земельного участка доистечения года со дня получениясобственником такого уведомлениядопускается только с согласия собственника.

Принудительное отчуждение земельногоучастка для государственных илимуниципальных нужд может быть проведенотолько при условии предварительного иравноценного возмещения стоимостиземельного участка на основании решениясуда.

Ввыкупную цену земельного участкавключаются:

  • рыночная стоимость участка;
  • рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);
  • убытки, причиненные изъятием участка.

Примечание.Вслучае спора о выкупной цене участкаобязательно должна проводитьсяпрофессиональная оценка его рыночнойстоимости.

Еслипо соглашению с собственником емупредоставляется другой земельныйучасток, его стоимость засчитываетсяв выкупную цену.

Еслиземельный участок и недвижимость нанем принадлежат разным лицам, стоимостьстроений компенсируется их собственнику,а в выкупную цену участка включаютсястоимость самого участка и причиненныеего собственнику убытки в полном объеме,включая упущенную выгоду (например, придо­срочном прекращении обязательствперед третьими лицами).

Решениеоб изъятии участка подлежит государственнойрегистрации в органе, осуществляющемрегистрацию прав на земельный участок.Собственник должен быть извещен опроизведенной регистрации с указаниемее даты.

С этого момента любые произведенныеим затраты на изымаемом участке (настроительство и реконструкцию зданий,строений и сооружений, а также иныезатраты, существенно повышающие стоимостьземельного участка) неподлежат компенсации.

Всвязи с отсутствием у землепользователей(бессрочное пользование), землевладельцев(пожизненное наследуемое владение) иарендаторов права собственности наземельные участки, им не возмещаетсястоимость участков, однако они имеютправо требовать бесплатнопредоставить им равноценные.

Кроме того, им должна быть возмещенастоимость принадлежащих на правесобственности строений, расположенныхна участке, и причиненных изъятиемубытков, включая упущенную выгоду, вполном объеме.

Основания изъятия участковдля государственных и муниципальныхнужд у пользователей и владельцев должныбыть те же, что и для участков, находящихсяв собственности.

Возмещениеубытков осуществляется за счет бюджетныхсредств бюджетов, либо лицами, в пользукоторых изымаются земельные участки,либо лицами, деятельность которыхвызвала необходимость установленияохранных, санитарно-защитных зон.

Вслучаях, когда законом предусмотренавозможность изъятия земельных участкову граждан, может быть принято решениео резервировании земель. При этом праваграждан — собственников земли (например,право на возведение зданий, сооружений,на мелиоративные работы и пр.

) — могутбыть ограничены на срок неболее 7 лет. Решениео резервировании земель принимаетсяорганом исполнительной власти илиорганом местного самоуправления.

Онодолжно содержатьпереченьограничений прав собственников, срокирезервирования и сведения об ознакомлениизаинтересованных лиц со схемойрезервируемых земель, а также перечнемкадастровых номеров земельных участков,которые полностью или частично расположеныв границах резервируемых земель. Решениедолжно быть опубликовано в официальныхсредствах массовой информации и вступаетв силу не ранее его опубликования.

Ограниченияпрекращают действовать после:

  • истечения указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;
  • изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • решения суда, вступившего в законную силу.

Ограниченияправ, установленных решением орезервировании земель, а также прекращениятаких ограничений подлежат государственнойрегистрации.

Помимоизъятия для государственных илимуниципальных нужд земельный участокможет быть принудительно изъяту собственникав некоторых других случаях:

  • если участок, предназначенный для сельского хозяйства, жилищного или иного строительства не используется для соответствующей цели в течение трех лет;
  • использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли (например, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки);
  • при реквизиции в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер — временно с возмещением причиненных убытков, а при невозможности возвращения участка собственнику — с возмещением его рыночной стоимости или предоставлением по его желанию равноценного земельного участка;
  • при конфискации по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Уземлевладельцев, землепользователейи арендаторов участки могут изыматьсяпри:

  • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, частности — отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • реквизиции;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Источник: https://studfile.net/preview/7394320/page:6/

Административная ответственность за земельные правонарушения – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Административная ответственность за земельные правонарушения

Право земельной собственности особенно эффективно охраняется государством. Устанавливается административная ответственность за земельные правонарушения в виде штрафов и арестов. В этой статье будут разобраны некоторые положения Административного и Земельного кодексов.

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.

Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.

Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.

Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.

Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.

Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.

О нарушении земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:

  • посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
  • нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
  • нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
  • грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.

Достаточно часто административная ответственность за земельные правонарушения возлагается не на конкретных граждан, а на целые юридические лица. Но в этом случае сотрудникам обвиняемой организации не стоит расслабляться: на них также могут быть возложены санкции, но уже дисциплинарные.

Об участниках и объектах земельных правоотношений

Прежде чем перейти к подробному разбору конкретных правонарушений, санкции за которые регламентированы Административным кодексом, стоит обратить внимание на субъекты и объекты отношений в рассматриваемой области.

Согласно статье 5 российского Земельного кодекса (ЗК РФ), участниками правоотношений являются как сами российские граждане, так и юридические лица — в том числе регионы РФ и различные муниципальные образования.

Вот кого можно называть субъектом:

  • землепользователи — лица, владеющие землей на основе постоянного или безвозмездного пользования;
  • собственники земли — лица, в чье имущество входят земельные участки;
  • землевладельцы — лица, наследующие земельные владения;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования той или иной земельной территорией.

Здесь же стоит выделить арендаторов и правообладателей земли, которые также являются субъектами отношений в рассматриваемой области. Объектами же, как ни сложно догадаться, являются сами земельные участки или их части.

О правах и обязанностях собственников земли

Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:

  • возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
  • использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
  • законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
  • осуществление посевов и посадки различных растительных культур.

А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:

  • на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
  • на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
  • на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
  • на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.

Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.

Виды санкций за земельные правонарушения

Предупреждение является минимальной санкцией. По сути, должностное лицо просто информирует виновного о несоблюдении закона. Выносится требование прекратить нарушение действующих в России норм. Штраф же является куда более строгой и серьезной мерой. На виновное лицо по решению суда (мирового судьи или районной инстанции) возлагается определенное денежное взыскание.

О нарушении границ

Большая часть правонарушений в области земельной собственности закреплена в главе 7 КоАП. Так, стоит обратить внимание на статью 7.

1, в которой говорится о самовольном занятии земельной территории и использовании этой территории без оформления соответствующих документов. Такое правонарушение имеет даже официальное название — «нарушение межевых границ».

При этом человек может преступать закон как намеренно, так и совершенно случайно. Согласно статье 7.2, за нарушение межевых границ на гражданина возлагается штраф или предупреждение.

Незаконное использование земельных фондов

В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области.

Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка.

Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций.

При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.

Нарушения в области охраны природы

Если в главе 7 КоАП РФ речь шла про нарушение границ и незаконное использование отдельных земельных территорий, то в главе 8 рассказывается про административную ответственность за земельные и экологические правонарушения.

В статье 8.8 похожее правонарушение регламентируется на водных участках, а в статьях 8.12 и 8.30 — в лесах и лесных фондах. В главе 10 КоАП РФ речь идет о привлечении к административной ответственности за земельные правонарушения в области сельского хозяйства, а именно за неправильную и вредную мелиорацию или ветеринарию земель.

Нарушения на транспорте

Надо отметить, что большинство земельных и экологических правонарушений совершается на транспортных средствах. Именно поэтому административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения подобного рода вынесена в отдельную главу.

Нарушение порядка установления земельных отношений

В главе 19 КоАП РФ рассказывается про административную ответственность за нарушения в области несвоевременной подачи заявлений, оформления различных документов, бумаг и т.д. Здесь же можно найти и ссылку на земельные правонарушения. Так, в статье 19.

9 КоАП РФ речь идет про нарушение сроков рассмотрения заявлений, в которых имеется прошение о предоставлении земельной территории или совокупности земельных участков.

Здесь в качестве меры наказания за административные земельные правонарушения предусмотрен административный штраф.

Можно также выделить статью 19.21, в которой говорится о несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимую собственность.

Уголовная ответственность

В области земельного права существует множество преступлений. Все они зафиксированы в Уголовном кодексе РФ. Порча земли (ст. 254), отсутствие охраны участка, загрязнение — можно подумать, здесь зафиксированы все те же нормы, что и в КоАП.

Однако в УК РФ присутствует понятие отягчающих обстоятельств.

Так, если конкретное нарушение права повлекло за собой чрезвычайную ситуацию или целое экологическое бедствие, то санкции на виновное лицо будут возлагаться в соответствии с нормами уголовного права.

Источник:

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Источник: https://abmrsk.ru/zhilishhnoe-pravo/administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya.html

Виды ответственности за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения

Земля является одним из важнейших ресурсов страны, находящихся под особой охраной государства.

Все земельные правоотношения строятся не столько по принципу использования земельных ресурсов, сколько по принципу защиты окружающей среды.

Нерациональное использование земли или противоправное в отношении неё действие или бездействие отдельных лиц может быть признано даже уголовным преступлением.

Ответственность за земельные правонарушения может быть не только уголовной, но и административной или гражданско-правовой. Вид применяемой ответственности и мера наказания определяются исходя из особенностей совершенного деяния.

Регламентирована ответственность не только нормами Земельного Кодекса, но и другими кодифицированными нормативно-правовыми актами.

Что такое земельное правонарушение?

Понятие и состав земельного правонарушения регламентированы нормами законодательства.

Правонарушение – это юридический факт несоблюдения норм права, выявленный и зафиксированный в установленном порядке, который порождает привлечение виновного лица к ответственности.

Земельные правонарушения так или иначе должны быть связны с землёй и земельным законодательством. Земельные правонарушения включают в себя нарушения права собственности на землю, порядка землепользования и требований по охране земельных ресурсов.

Кроме того, действия или бездействия должностных лиц, осуществляющих функции охраны земель или обеспечения их рационального использования, тоже могут признаваться правонарушениями.

Правонарушение должно иметь общественно опасный характер и создавать угрозу возникновения негативных последствий.

Состав земельного правонарушения выглядит следующим образом:

  • объектом выступают общественные отношения, непосредственно относящиеся к земле, представляющей собой предмет посягательства;
  • объективная сторона – это противоправное деяние, выраженное в действии или бездействии (к примеру, неуплата земельного налога, загрязнение земель);
  • субъектом выступают обычные граждане, должностные лица или юридические лица, нарушившие земельные законы;
  • субъективная сторона – это наличие умышленной или неосторожной вины нарушителя.

В основном порядок привлечения к ответственности предполагает наличие всех четырёх факторов состава правонарушения. Однако, есть исключения. Например, привлечь к ответственности юридические лица можно без вины, поскольку они являются источником повышенной опасности.

Состав правонарушения может быть материальным или формальным. Материальный состав признается правонарушением при наступлении определенных последствий, формальный – без их наступления.

Какие бывают земельные правонарушения?

Виды земельных правонарушений можно охарактеризовать различными классификациями. К примеру, в зависимости от тяжести совершенного деяния они могут быть земельными преступлениями, земельными правонарушениями или обычными проступками. Мера ответственности в таком случае будет применяться также различная.

По степени вреда природной среде земельные правонарушения могут быть:

  1. Земельные правонарушения, которые направлены против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей или арендаторов.
  2. Земельные правонарушения, имеющие экологическую окраску, являющиеся одновременно и экологическими правонарушениями, и земельными.

От вида ответственности, которая наступает за их совершение, земельные правонарушения могут быть уголовными, гражданско-правовыми, административными, дисциплинарными и земельно-правовыми.

Особенности и разновидности ответственности

Юридическая ответственность – это государственное принуждение исполнения требований права, правоотношение, в котором одна сторона обязана отвечать за свои противоправные поступки перед другой стороной.

Чтобы юридическая ответственность наступила, должны быть соблюдены следующие условия:

  • существование законодательной нормы, запрещающие определённое поведение или предписывающей предпринять определенные действия;
  • факт несоблюдения нормы;
  • наличие вины правонарушителя;
  • причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется земельным законодательством, уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым и процессуальным. Иногда меры ответственности прописываются только в земельных нормативно-правовых актах.

К примеру, таким актом является Указ Президента РФ от 1993 года № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Однако в 2020 году больше доминирует тенденция применения смежной законодательной практики, нежели исключительно земельной.

Виды ответственности за земельные правоотношения соответствуют наименованиям отраслей права. С какого возраста наступает ответственность за земельные проступки, ответить однозначно невозможно.

Если речь идёт об уголовном преступлении, то по общему правилу ответственность наступает с возраста 14 лет. За административные проступки ответственность возникнет с 16 лет. Будет влиять на ответственность и степень общественной опасности содеянного.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою ответственность, что указано в 8 главе Земельного Кодекса страны. Уголовной и административной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ, дисциплинарной – ст. 75 ЗК РФ, гражданско-правовой – ст. 76 ЗК РФ.

Земельные уголовные преступления

Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое нормами Уголовного Кодекса. Уголовная ответственность зависит от степени тяжести совершенного деяния.

Стать фигурантом уголовного дела по земельным преступлениям виновное лицо может при совершении следующих противоправных действий:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимостью – ст. 170 УК РФ. К этим проступкам относится не только регистрация незаконных сделок, но и занижение кадастровой стоимости объектов или умышленное искажение сведений из реестра.
  2. Отравление, загрязнение или порча земли – ст. 254 УК РФ. Преступление причиняет вред в таком случае не только окружающей среде, но и здоровью отдельных лиц. В качестве последствий ч. 3 статьи предусматривает смерть человека по неосторожности.
  3. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений – ст. 255 УК РФ.
  4. Нарушение режима особо охраняемых зон и объектов – ст. 262 УК РФ.

Применяемые уголовные санкции включают в себя штрафы, исправительные или обязательные работы, ограничение или лишение свободы.

Если речь идёт о привлечении должностного лица к ответственности к виде дополнительной меры наказания его могут лишить права занимать конкретные должности или заниматься определенными видами деятельности. Уголовная ответственность также наступает за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.

Земельные административные проступки

Административная ответственность за земельные проступки предполагает привлечение виновного лица для пресечения совершения новых проступков, как самим виновным лицом, так и другими субъектами.

За совершение проступков в области земельного права виновным лицам грозят по ст. 3.4 КОАП РФ предупреждения или штрафы до 1 миллиона рублей. В отношении граждан денежные санкции ограничены 5 тысячами рублей, до миллиона штрафы грозят только юридическим лицам.

Самыми распространёнными административными составами в земельных отношениях являются:

  1. Самовольное занятие земельного участка – ст. 7.1 КОАП РФ.
  2. Уничтожение или повреждение специальных знаков – ст. 7.2 КОАП РФ.
  3. Самовольное занятие лесных участков – ст. 7.9 КОАП РФ.
  4. Самовольная переуступка права пользования землёй – ст. 7.10 КОАП РФ.
  5. Порча земли – ст. 8.6 КОАП РФ.
  6. Использование земли не по целевому назначению – ст. 8.8 КОАП РФ.
  7. Нарушение режима использования земель в водоохранных зонах – 8.12 КОАП РФ.
  8. Нарушение порядка предоставления участков – ст. 19.9 КОАП РФ.
  9. Несоблюдение порядка регистрации государственных прав на недвижимость – ст. 19.21 КОАП РФ.

Это не исчерпывающий перечень административных проступков, связанных с землёй и земельными правоотношениями. Для привлечения виновного лица к ответственности нужно документально зафиксировать проступок в виде протокола. Сделать это может только уполномоченное лицо, осуществляющее функции контроля и соблюдения порядка.

Гражданские земельные споры

Гражданско-правовая ответственность за земельные проступки может иметь место быть тогда, когда установлен факт причинения материального ущерба. Убыток может быть возмещён за проступок, бездействие или незаконное действие.

По главе 25 ГК РФ виновной стороне может грозить применение ответственности в виде убытков или неустойки, неисполнения денежного обязательства в натуре.

ГК РФ содержит и специальные нормы, касающиеся нарушений земельного законодательства, в частности:

  • изъятие участка, использующегося не по целевому назначению;
  • изъятие участка, используемого с нарушением норм законодательства;
  • прекращение прав на участок.

Если убыток был нанесён землям сельскохозяйственного назначения, дополнительно погашаются потери производства.

Иные виды ответственности

Также в отношении земельных проступков применяются дисциплинарная ответственность к виновным лицам и земельно-правовая.

Дисциплинарная ответственность – это наказание лиц, которые в силу трудового договора или должностной инструкции являются ответственными лицами за совершение тех или иных противоправных действий. Если компания понесёт административную ответственность, она вправе будет привлечь своих сотрудников к дисциплинарным мерам взыскания.

Порядок привлечения к такой ответственности определяется нормами трудового права, законодательством о государственной или муниципальной службе.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе наказать виновного сотрудника замечанием, выговором или увольнением.

Земельно-правовая ответственность – это неофициальный вид, выделяемый некоторыми теоретиками права. По сути это вся ответственность, которая проявляется в виде действий земельного взыскания.

К примеру, изъятие участка за незаконное использование относится именно к этой ответственности, хотя к мерам гражданско-правового воздействия относятся в той же мере.

Земля находится под особой охраной государства, она считается одним из самых уязвимых видов общедоступных ресурсов. Для охраны окружающей среды от внешнего и вредного воздействия законодательством предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственности за земельные правонарушения.

Источник: http://expert-home.net/otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.